Главная Записи Полезные статьи 5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают (и что с этим делать)

5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают (и что с этим делать)

Пока ребёнок ходил в детский сад, он горел желанием побыстрее отправиться учиться и мечтал стать отличником. Но через пару месяцев в школе энтузиазм что-то поутих. Как помочь настроиться на учёбу? Методы, к которым очень часто прибегают родители, не только не помогают, но и вредят. Проверьте, не делаете ли вы этих ошибок?

УГРОЗЫ

5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают (и что с этим делать), изображение №1

«Ну-ка быстро открыл учебник!», «Если немедленно не сядешь за уроки, я не знаю, что сделаю!» Такими методами вы скорее организуете своему школьнику невроз, чем покажете, как прекрасен и многогранен мир знаний! Когда близкий и любимый взрослый начинает кричать, в организме ребёнка происходит выброс гормонов стресса. Он пугается, сжимается, замирает — и вообще теряет всякую способность соображать.

Что делать: обойтись без угроз. Совсем. Этот метод просто не работает. Да, ребенок может пойти и сесть за стол, открыть учебник и тетрадь, просто чтобы вы перестали ругаться. Но в голове прочно и на долгие годы образуется связка «учёба — это очень неприятная вещь, от неё родители только злятся».

СРАВНЕНИЕ

Всем знакомый образ сына маминой подруги: и отличник, и учится с утра до вечера, и выбрал, кем станет и в какой ВУЗ поступит. Думаете, такие рассказы помогут создать условия для здоровой конкуренции? Едва ли. Ваш ребёнок такой, как он есть. Что-то у него получается, что-то — нет. Но ведь он только учится! Бурно восхищаясь чужими школьными достижениями, вы не мотивируете его развиваться, а скорее наоборот: обижаете и сообщаете, что он недостаточно хорош, умён, талантлив. К сожалению, это — верный путь снизить самооценку.

Что делать: сравнивайте своих детей с ними же, но в прошлом. Они не умели ходить и научились, не умели читать и научились, не умели плавать и тоже научились. Значит, они могут научиться практически всему, чему захотят.

МАНИПУЛЯЦИИ

5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают (и что с этим делать), изображение №2

Какие только аргументы ни придумывают изобретательные родители! «Если будешь плохо учиться, у бабушки давление подскочит!», «Не сделаешь уроки – останешься без смартфона», и в этот момент открывается дверь в мир очень неприятных и болезненных эмоций. Чувство вины, страхи и разочарование, злость и обида. Попробуйте выдохнуть и ответить себе честно: как бабушкино самочувствие связано с любовью к чтению или интересом к английскому языку? Да никак.

Что делать: свою фантазию лучше направить в продуктивное русло: подумать, как можно рассказать о предмете интересно, вспомнить, что вам нравилось в школьные годы, вместе устроить несколько зрелищных (но безопасных) опытов.

ДЕНЕЖНЫЕ ПООЩРЕНИЯ

Это удобный для родителей способ, и с детьми он работает железно: кто же откажется от денег за хорошие оценки или выученный стишок? Так можно довольно быстро накопить на вожделенный гаджет. Но стимулирует ли этот способ именно желание учиться или же, скорее, стремление обзавестись кругленькой суммой? Вы выдаете награду за результат, — а вот процесс-то ребёнку интересен?

Что делать: внутренний мотиватор лучше чем внешний. Деньги являются внешним мотиватором, поскольку их кто-то дает. Из жизни нам известно, что когда ребенок увлечен, когда у него есть внутренний посыл, то никакие внешние факторы, чтобы поддерживать мотивацию, не нужны. Найдите интерес, азарт, источник положительных эмоций — вот он путь к полноценному обучению.

ОБЩАЯ ПОХВАЛА

5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают (и что с этим делать), изображение №3

А с похвалой-то что не так? Комплименты вроде «Молодец!» «Какой ты умный!» слышать очень приятно. Но они просто констатируют тот факт, что ребёнок хорош. Его старания, затраченные усилия, целеустремлённость как будто бы остаются вне поля вашего зрения, — то есть не получают никакого положительного подкрепления. Конечно, одобрение родителей очень важно для маленького ребёнка, — и на место любознательности, исследовательского интереса приходит лишь желание получить похвалу. Через какое-то время к нему может присоединиться и страх услышать неодобрение. И. если с учёбой начнутся проблемы, какая-то тема покажется непонятной, ребёнок может и побояться сказать об этом: ведь он же всем известный «молодец» и «умница»!

Что делать: хвалите за конкретные дела, за маленькие успехи, за старание и изобретательность — так вы подскажете, в какую сторону двигаться дальше, и научите не бояться проб и ошибок.

По материалам: new.smalljoys.tv