7 игр на развитие грамматического строя речи
Овладение ребенком грамматических форм языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам и с письменной речью. Для развития грамматического строя речи можно использовать речевые игры.
• «Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного) Взрослый говорит: «У меня собака», а ребенок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребенок: «У меня чашки» и т.д.
• «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже) Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели…». Взрослый поочередно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребенок называет: зайца, медведя, белку, лису. Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели… огурцы, лук, свеклу» и т.д.
• «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже) Раскладываем любые картинки, можно игрушки или предметы. Просим, чтобы ребенок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память. «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже) Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает его: «Белка идет в гости … к зайцу. Жираф идет в гости … к зебре» и т. д.
• «Большой зверь» (работаем над словообразованием). Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовем?» Ребенок: «Котище (слонище и т. д.).
• «Кто у кого?» (образовываем название детенышей с помощью суффиксов.) Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козленок» (утенок, волчонок, бельчонок и т.д.).
• «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные) Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребенок отвечает: «Деревянный». Задаем много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.
• «Чье это?» (образовываем притяжательные прилагательные) Задаем следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребенок отвечает: «Птичий». Можно еще спросить, например: чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.
Поиграйте в эти несложные игры с ребенком. Поверьте, как бы усердно не работал специалист, без участия родителей и закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной!
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.