Как человек получает информацию обо всём на свете? Конечно же, через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, вестибулярный аппарат. Сначала каждое действие обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Эти процессы можно контролировать и нужно развивать. Как? С помощью сенсорной интеграции.
С помощью сенсорной интеграции мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Для этого можно использовать игры с пластилином, глиной, тестом, утяжеленные одеяла, батуты, мячи и т.д. Занятия со всеми этими и другими приспособлениями призваны восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.
Лучше всего это делать в игре.
Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:
- качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
- гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания, и просто гамаки;
- качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
- доски-балансиры, надувные балансиры;
- фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
- дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
- горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
- батуты;
- тоннели, маты, под которыми можно проползти;
- групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).
Для развития тактильного восприятия используется:
- бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
- баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
- тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
- тактильные мешочки и дорожки;
- сенсорные коробки — контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
- крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
- материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
- природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
- сортеры с различными наполнителями.
Развиваем зрительное восприятие при помощи «волшебных» предметов:
- приветствие в кругу «задуй свечу» (если, занимаясь с кем-то из детей, вы опасаетесь иметь дело с открытым пламенем, существуют современные имитации свечек на батарейке с выключателем);
- белые и цветные декоративные гирлянды (не нагревающиеся, упакованные в пластиковую бутылку или размещенные в интерьере, в недоступном месте), сказки с их использованием;
- цветной фон для выделения предмета на нем (например, фетр или естественные и цветные крупы, окрашенные пищевыми красителями);
- элементы определенного цвета в монохромной среде;
- зеркала;
- калейдоскоп;
- цветные «стеклышки» для разглядывания мира вокруг (можно использовать пластиковые папки, бутылочки из яркого пластика и прочие небьющиеся аналоги);
- цветные светильники, светящиеся шары;
- театр теней;
- игра с песком на подсвеченном столе (белая или цветная подсветка позволяет моделировать фон: песок расцвечивается голубым (море), зеленым (травка), желтым (песок), красным (огонь) или нейтральным, создавая универсальный фон для игры).
Развитие обонятельного и вкусового восприятия – это, пожалуй, самый востребованный родителями вариант сенсорной тренировки («наш очень привередлив и избирателен в еде, научите его есть», — говорят родители), но и самый деликатный, так как необходимо учесть аллергические реакции и пищевые непереносимости у ребёнка.
Знакомство с новыми запахами и вкусами происходит крайне неторопливо. Используются натуральные овощи, фрукты, ягоды, продукты питания; цветы и другие душистые растения; мешочки с ароматными травами и специями (например, чеснок или палочки корицы); контейнеры с изолированными запахами лекарственного или химического происхождения; ароматические масла.
Как можно играть
«Баночки с сюрпризом». В непрозрачных баночках находятся разные пахучие вещества и предметы (кусочек булки, долька лимона, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода), цветок и пр.). Для начала показываем, как можно нюхать запах в баночке. Затем просим «эксперта» разделить запахи на две группы: съедобное и несъедобное; указать контейнер с определенным запахом; полечить куклу (найти лекарственный аромат).
«Съедобное-несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, игрушечная еда). Необходимо разделить их на две группы.
«Узнай предмет на вкус». Ребёнок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (яблока, огурца, лимона) и отгадывает предмет, показывая на карточке или называя его.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация