Если у вашего ребёнка есть проблемы с произношением и вы посещаете логопеда, эффективность занятий возрастёт при регулярном повторении упражнений дома.
Что нужно знать родителям?
У детей с тяжёлой степенью дизартрии работа над речевой моторикой начинается с использования непроизвольных движений:
— зевание,
— жевание,
— глотание,
Непроизвольные движения закрепляются за счёт многократного повторения, в результате ребёнок может выполнять их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).
Также необходимо сделать язык более подвижным. У детей с тяжелыми нарушениями артикуляции работа начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:
1) для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого
на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;
2) для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;
3) для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.
Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путём раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашлививанием.
Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.
Далее следует перейти к пассивной гимнастике, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям.
Если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике. Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться).
Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений.
По мере отработки отдельных движений артикуляционного аппарата начинается постановка звуков. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенным является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребёнка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией.
Первыми в речи ребенка появляются звуки раннего онтогенеза: гласные звуки, согласные М, П, Б и их мягкие пары, К, Г, Х и их мягкие пары, Н, Т, Д и их мягкие пары, В, Ф и их мягкие пары. Затем происходит частичное овладение остальным звуковым рядом, который может быть доступен при данном нарушении.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.