Ребёнок получает изначальное представление об окружающем мире, поведении, социальных нормах не в детском саду и школе, как думают некоторые, а в семье. Именно родители и близкие люди формируют у малыша базовые установки, морально-нравственные ценности. Поэтому обстановка в семье, отношения между родителями — основной фактор формирования поведения ребёнка.
Если в семье лад, ребёнку достаточно внимания со стороны родителей, отсутствуют стрессовые ситуации, то всё хорошо, у ребёнка в такой обстановке формируется здоровая психика. Но если любви в семье нет, родители конфликтуют, не обращают внимания на своё чадо, то на этом фоне ребёнок может чувствовать себя неполноценным, проявлять агрессию в ответ на попытки сблизиться с ним, так как не будет знать, как правильно реагировать.
Поведение с отклонением от общепринятых норм называется девиантным. Основная причина такого поведения — семейные проблемы. К слову, чем серьёзнее и запущеннее проблемы, тем в поведении ребёнка сильнее отклонение от нормы.
Какие проблемы рождают девиантное поведение?
Насилие в семье. Ребёнок, живя в атмосфере постоянного конфликта, ругани, а то и драк между родителями, будет не только замыкаться в себе, но и бояться «деспота», сводить до минимума общение. В более старшем возрасте у человека подобное поведение может быть взято за норму и лечь в основу выстраивания отношений в своей семье.
Финансовые трудности. Они могут спровоцировать у ребёнка как гипертрофированную приверженность к труду, так и желание добыть финансы незаконным способом: воровством, обманом, шантажом.
Инвалидность одного или двоих родителей. Как правило, ребёнок в такой ситуации лишён простых детских радостей: например, спортивной игры с родителями, прогулок на улице, совместного досуга. Чувство неполноценности порождает у ребёнка скрытую агрессию, которая может импульсивно выплескиваться в ходе взаимоотношений с окружающими людьми, сверстниками.
Серьёзные вредные привычки родителей: пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм. Там, где присутствует одна из этих бед, нет детского смеха, нет теплых отношений, любви и взаимопонимания. Там есть ломка, недостаток денег, рукоприкладство, игнорирование ребенка. В финале в таких семьях одно: ссоры, уход из семьи одного из родителей, алкоголизм, суицид. И всё это, без сомнения, отражается на ребёнке.
Социальная обособленность семьи от окружающих. Как правило, ребёнок, живущий в социальном вакууме, без общения со сверстниками, не умеет себя вести, не знает, как правильно реагировать в различных ситуациях и как «подавать» себя окружающим. Он зачастую бывает совершенно подавлен, внезапно попадая в общество. Такие дети могут быть либо излишне скромными, либо, наоборот, пытаются привлечь к себе внимание дерзкими поступками.
Что касается подростков, то на их неспособность к самоограничению влияет безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля. Девиантное поведение подростка направлено прежде всего на родителей, которые, по его мнению, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемлённое самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.
Так что, если родители хотят изменить поведение ребёнка, им нужно начать с себя.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов#ПрезидентскиеГранты#воспитаниеребенка#родителямназаметку#омскдети#центрразвитиядетей#ребенокмои #здоровьенации#реабилитацияомск#реабилитационныйцентр#малыш#центрреабилитации#реабилитациядетей#лечениереабилитация