Вашему ребёнку более трёх лет, а он ещё не начал говорить? Безусловно, необходимо обратиться к логопеду. Но какие-то действия можно предпринять и дома.
Первое, что нужно сделать, это проанализировать эмоциональный климат семьи. Если не всё хорошо, постарайтесь снизить градус напряжения. Запомните, если родители ругаются, то дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, то есть молчат.
Второе: начните заниматься с ребёнком прямо сейчас, не откладывая. Ребёнок важнее поездок, домашних дел и визитов к родственникам. Неправда ли?
Совет № 1. Уберите гаджеты и выключите телевизор.
«Говорящие» игрушки и «развивающие» игры в телефонах и планшетах — спасение для уставшей мамы, но зло для ребёнка. Когда игрушка говорит, на экране гаджета происходит какое-то действие, а ребёнку отводится роль пассивного наблюдателя, он не заговорит, так как не чувствует в этом необходимости.
Лучшая игрушка — спусковой крючок для речи — самая простая, без электронных наворотов. Играя в неё, ребёнок с большой долей вероятности захочет её «озвучить». Поэтому для вашего малыша наиболее полезными игрушками будут набор обычных кубиков, конструктор, самая простая кукла.
Совет № 2. Разговаривайте с ребёнком.
Постоянно общайтесь с ребёнком, проговаривайте каждое действие., называйте окружающие вас предметы и явления. Произносите слова чётко, громко, медленно. Малыш учится, подражая родителям. Так дайте ему хороший образец для подражания.
Сначала начните со слогов, затем переходите в односложным и двусложным словам. Желательно использовать звуки [М], [П], [Б], так как они появляются первыми в речи, независимо от языка. Постепенно усложняйте слова.
К слову, если семья двуязычная, то сначала учите ребёнка говорить на языке мамы, а потом уже обучайте второму языку.
Совет № 3. Пойте песенки и читайте стишки.
Если ребёнок произносит некоторые звуки, пойте их вместе с малышом, добавляя к гласным согласные звуки, например: А-А-А-А, БА-БА-БА, ПА-ПА-ПА, БО-БО-БО и т. д. Читайте вместе короткие стишки и потешки. Как только ребёнок запомнит их, намеренно сделайте ошибку — дайте малышу возможность досказать правильно. Малышня любит поправлять взрослых.
Совет № 4. Развивайте сенсорное восприятие.
На кончиках пальцев и ладошках у детей много нервных окончаний, которые связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Потому для развития малышей очень важна пальчиковая гимнастика, микромассаж ручек и игры с мелкими предметами. Позвольте ребёнку играть с пуговицами, водой, пересыпать крупу и фасоль, рисовать песком и строить из него замки. Подарите своему чаду музыкальные инструменты: ксилофон, дудочку, барабан, маракасы. Учите различать цвет и форму, величину и количество. Чем больше будет у ребёнка впечатлений, тем быстрее запустится речь.
Совет № 5. Побуждайте ребёнка говорить.
Задавайте малышу вопросы и давайте поручения: «где киса?», «дай ложку». Спрашивайте, что он видел на улице, как у него дела и пр. Многие молчащие дети выражают эмоции и желания жестами. По мере возможностей пресекайте такие «разговоры», делайте вид, что не понимаете.
Совет № 6. Сохраняйте спокойствие.
Даже если ребёнок упорно продолжает молчать, не срывайтесь на него. Из-за угроз и крика малыш может надолго замкнуться в себе, и тогда вам понадобится гораздо больше усилий, чтобы вывести его из этого состояния.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация