Рекомендации логопеда по автоматизации звука [Ш]
Звук [Ш] у детей иногда становится серьезным препятствием в овладении речью. Причины плохого произношения этого звука могут быть разными: неправильный прикус, укороченная уздечка языка, слабые языковые мышцы, нарушение фонематического слуха.
В большинстве случаев проблема легко решается с помощью артикуляционной гимнастики и других логопедических упражнений.
Чтобы детям не было скучно, занятия нужно перевести в игру.
Гимнастика
Как правило, зарядка для язычка детишек приводит в восторг. Ведь можно построить рожицы перед зеркалом!
«Бегемот». Нужно широко открыть рот, досчитать до пяти, потом закрыть.
«Лягушка». Растянуть рот в улыбке, причем не изменяя положения зубов.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой, удерживать их на счет пять.
«Блинчик». Сделать язык широким, как лопата, и положить его на нижнюю губу.
«Варенье». Облизывать широким языком верхнюю губу.
«Кисточка». Водить языком по небу, от зубов к горлу.
Игры на звук [Ш]
В любом деле нужно идти от простого к сложному, поэтому автоматизация произношения звука [Ш] начинается с песенки Змейки: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».
Возьмите игрушечную змейку или нарисуйте с ребенком змею на бумаге и пойте вместе песенку на любой мотив: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».
После песенки приходит черед произносить слоги, прямые и обратные:
Ша — ша — ша
шо — шо — шо
шу — шу — шу
шэ — шэ — шэ
ши — ши — ши
Аш — аш — аш
ош — ош — ош
уш — уш — уш
эш — эш — эш
иш — иш — иш
Вот и добрались до чистоговорок.
- Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.
2. Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.
3. Мышонку шепчет мышь:
— Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуметь я буду тише.
4. Кукушка кукушонку шьет капюшон,
Наденет кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!
После того, как поиграли в чистоговорки, можно переходить к играм с карточками.
Предлагаем несколько таких игр.
«Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ш] (карточки предварительно можно найти в Интернете и распечатать) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
«Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете: «Чего не стало?» (не стало шапки, шубы, шара и пр.). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация