Советы логопеда по автоматизации звука [Л] в домашних условиях
Сонорные твёрдые согласные звуки — Л и Р – как правило, детям даются сложно. Гораздо легче произносятся их мягкие варианты. Но при должной тренировке можно подчинить себе и твердые звуки.
Методика работы над автоматизацией звука стандартная: задания должны идти от простого к сложному, в начале каждого занятия делается артикуляционная гимнастика.
Упражнения на артикуляцию
«Заборчик». Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Блинчик». Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка». Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не
закрывать, повторить 5 – 10 раз.
«Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк». Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как индюк).
«Качели». Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Почистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
Слоги, слова, фразы
Отработка звука начинается с произнесения слогов, в которых звук [Л] находится как в начале слога, так и в конце. Например:
ЛА-ЛА-ЛА
ЛА-ЛО ЛО-ЛА
ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО
ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ
ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ
ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
В автоматизации звуков хорошо помогают чистоговорки.
ЛА-ЛА-ЛА — у меня была юла.
ЛО-ЛО-ЛО — с ней мне было весело.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — и осталась без юлы.
Постановка звука [Л] занимает много времени. Как правило, с ребенком приходится повторять одни и те же слова и фразы много раз несколько дней подряд. Поэтому, чтобы не было скучно, можно использовать веселые стишки. Например:
Клоун
Клоун Милу удивил:
Он за хвост слона водил.
Голуби
Голубке голубь угодил:
Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала –
Не только меня она напугала!
Молоко
Кипятила Клава молоко.
Молоко кипятить нелегко.
Внимательно Клава глядит,
Когда молоко закипит.
Лайка
Плыла на лодке лайка.
У лайки – балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.
Белый
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была!
Слоги, чистоговорки и фразы нужно проговаривать не спеша, чётко, чтобы добиться чистого произношения.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация