Главная Записи Грант 2022 Как выучить с ребенком предлоги

Как выучить с ребенком предлоги

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Как рассказала логопед НПЦ «Здоровье нации» Анна Луганская, в норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, перед, между.

Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают: например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута», «вот» и молча показывают пальцем, не зная, как правильно сказать.   

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают слова:

НА – это значит на поверхности чего-то (на корзине)

В – это означает внутри чего-то (в корзине)

ПОД – внизу под чем-то (под корзиной)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над корзиной)

ОКОЛО – рядом с чем-то (с корзиной)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за корзиной)

ПЕРЕД – впереди чего-то (перед корзиной)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). То же самое проделывается и с другими предлогами.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребенок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.                                     

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми.

Игра 1

Взрослый берёт стул и просит ребёнка в соответствии с произнесённой им фразой показать следующие действия: на стуле, под стулом, перед стулом, за стулом, встать около стула, ходить вокруг стула, отойти от стула, подойти к стулу, выйти из комнаты, зайти в комнату.

Игра 2

Взрослый предлагает ребёнку положить карандаш: перед тетрадью, за тетрадью, перед тетрадью, на тетрадь, под тетрадь, слева от тетради, справа от тетради. Поднять карандаш над тетрадью. Спрятать карандаш в тетрадь.

Взрослый предлагает ребёнку положить тетрадь: перед карандашом, за карандашом, перед тетрадью, на карандаш, под карандашом, слева от карандаша, справа от карандаша. Поднять тетрадь над карандашом.

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.