Агрессивное поведение ребенка – один из самых сложных моментов, с которыми сталкивается родитель в процессе воспитания. Почему ребенок ведет себя агрессивно? Как сделать так, чтобы малыш меньше проявлял агрессию, но при этом не «закапывал» злость в себе и относился к ней, как и к любым другим эмоциям? Как научить ребенка выражать эту эмоции правильно, без вреда для себя и окружающих? Как вести себя, когда малыш проявляет агрессивность по отношению к маме/папе?
На эти и многие другие вопросы, часто возникающие в голове родителей, отвечает психолог НПЦ «Здоровье нации» Валерия Хомякова.
Как именно и почему ребенок может проявлять агрессию в разном возрасте?
До года. Недовольство у младенца могут вызвать неприятные физические ощущения, например, ограниченность в движении или гигиенические процедуры. Некоторым детям даже процесс одевания может казаться чем-то дискомфортным. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. Попытки укусить обычно вызваны желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие может повторяться.
1-2 года. В этом возрасте ребенка начинает интересовать окружающий мир, он исследует его и пытается установить контакты с другими людьми. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мама сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует, обнимает и награждает игрушкой или сладостью.
2-3 года. Малыши в этом возрасте еще не обладают навыком эмпатии: они не понимают боли, которая причиняется другому, не способны поставить себя на чужое место. Жестокость и агрессия могут проявляться при конфликте интересов с другими людьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
3-4 года. Обычно, ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
4-5 лет и старше. В этом возрасте уже сформирована основа поведенческих реакций. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает понимать социальные нормы связи, учится выстраивать взаимоотношения с разными людьми. Особенно важную роль играет формирование моральных ценностей ребенка, которые выражаются в понимании добра и зла, милосердии, сопереживании. Агрессия может проявляться не так открыто и в лоб, например, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.
Что может стоять за агрессивным поведением?
Часто дети даже не осознают, что ведут себя как-то не так, и что их реакции – это агрессия. Тем более они не понимают, из-за чего именно возникает агрессивное поведение, ведь его корни, чаще всего, уходят глубоко в личностные моменты, такие как:
— низкая самооценка и попытка ее замаскировать, скрыть, защитить, ведь, как говорится, «лучшая защита – это нападение».
— нехватка внимания со стороны значимых взрослых, и агрессия в данном случае является попыткой это самое внимание привлечь.
— желание выделиться, заполучить симпатии, стать лидером в совокупности с непониманием как это можно сделать, не прибегая к силовым методам и давлению.
— отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции, когда ребенок не осознает, как ему справляться со своей злостью, и действует по наитию, подчиняясь первым импульсам.
— отражение поведения родителя и то, как он справляется со своей злостью и агрессией.
Как объяснить ребенку, что такое злость и почему ее нужно проявлять каким-то определенным способом?
Первое, это конечно же личный пример. Любой ребенок всегда ориентируется на родителя, он перенимает его способы общения, проявления эмоций, умение с этими самыми эмоциями справляться. Поэтому, если ребенок видит, что вы расстроены или злитесь, не пытайтесь сделать вид, что всё хорошо, уйти куда-то в другую комнату или не срывайтесь на самом ребенке. Лучше поговорите с малышом, скажите, что вы чувствуете, почему и как это у вас проявляется. Это будет полезно как для него, так и для вас (вы удивитесь, как такая беседа о ваших эмоциях может улучшить ваше состояние и облегчить его). Можете так же обсудить, как обычно вы справляетесь с таким, что может сделать ваше настроение радостным. Поверьте, несколько таких разговоров, и ребенок уже начнет переносить подобные состояния на себя и пытаться с ними справиться именно теми способами, которыми пользуетесь вы.
Второе, переносите эмоции на телесность. Наши чувства мы лучше осознаем через тело. Когда нам грустно, у нас возникает ком в груди, мы плачем. Когда радостно, улыбаемся, хлопаем в ладоши и в районе груди возникает тепло. Когда нам страшно, у нас скручивает желудок, ускоряется дыхание, возникает чувство тошноты. Когда злимся, то чувствуем напряжение в мышцах, у нас хмурятся брови и сжимаются челюсти, горят щеки. И этих проявлений может быть великое множество, у каждого оно индивидуальное. Спросите у ребенка, как у него проявляется та или иная эмоция, в какой части тела она живет и как дает о себе знать. Это поможет ему лучше понимать свои эмоциональные состояния. А справляться с эмоциями, в том числе и со злостью, мы можем только, осознавая их.
Третье, говорите с ребенком о том, почему стоит адекватно проявлять свою злость и агрессию. И это должно быть действительно объяснение, а не слова «потому что так принято», «так надо», «так ведут себя хорошие дети». Лучше сказать о том, что как мы относимся к другим, так и относятся к нам, что нужно стараться жить в мире и согласии, чтобы всем было хорошо, что любые эмоции важно и нужно проявлять, но делать это так, чтобы не приносить вреда другим, и тому подобное. Детям важно слышать причинно-следственную связь, им неинтересно просто принимать на веру любые слова.
После того, как ребенок поймет, что есть злость вообще и почему ее надо проявлять более безопасными способами, можно переходить к способам и методам, в которые входят двигательная активность, разговоры, элементы арт-терапии и различные игры. Но это мы с вами обсудим в следующей статье.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация