Памятку составила логопед-дефектолог Руфия Нигматулина

Активный словарный запас составляет порядка 2200-2500 слов, что дает ребенку возможность высказываться полно, точнее излагать мысли.

Какая речь у этих детей

  1. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья.
  2. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.
  3. В речи чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
  4. Высказывании состоит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
  5. Начинается овладение монологической речью. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  6. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша- Маша».
  7. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишья.
  8. Увеличивается подвижность мышц речевого аппарата.
  9. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных.
  10. Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки, [л], [р’], [р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.
  11. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Допускается

  1. Редкие пропуски звуков и слогов
  2. Недостаточно развитый самоконтроль за собственным произношением

Может встречаться в речи

  • Искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
  • Замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Что интересно детям в этот период

Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

  • Испорченный телефон;
  • Как назвать по-другому (на подбор синонимов);
  • Скажи наоборот (поиск антонимов);
  • Что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
  • Узнай предмет по описанию;
  • Закончи фразу.

!!! Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.

«Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается, — у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник – сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последует одно за другим».

Мария Монтессори

Памятка составлена на основе методических рекомендаций логопеда Кононенко А.С.