Речевое дыхание отличается от обычного. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох происходит через рот. Если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
☝️ На что следует обратить внимание в речевом дыхании малыша:
- Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
- Чтобы всегда говорил только на выдохе.
- Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
- Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
- Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).
- Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
- Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
- Чтобы после вдоха ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
- Чтобы после выдоха перед новым вдохом он обязательно сделал остановку приблизительно на 2–3 секунды.
- Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
Впереди этих правил идут специальные упражнения по развитию речевого дыхания и формированию нижнедиафрагмального дыхания.
Примерные упражнения: «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу», «Подуй на вертушку», «Пускание мыльных пузырей».
Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса.
Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.