❗ Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и обязательно в игровой форме. Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определенные этапы.
1(начальный) этап.
На этом этапе создается основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.
• «Угадай звук» Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребенку догадаться по звуку, что лежит внутри.
• «Жмурки» Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
• «Веселый карандашик» Даем ребенку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.
2 этап.
На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по-разному.
• «Чей голос?» Записываем на диктофон знакомые ребенку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.
• «Сказка о трех медведях» Читаем сказку о трех медведях ребенку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа-медведь и медвежонок.
3 этап.
Этот этап более сложный. Ребенок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.
• «Скажи правильно» Показываем малышу картинку и называем ее неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребенок должен повторить правильное слово.
4 этап.
Рассказываем ребенку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.
• «Что лишнее?» Произносим три одинаковых слога, а четвертый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребенок должен найти «лишний» слог.
• «Повтори!» Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребенок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребенку сложно повторить цепочку из трех слогов, можно начинать с двух.
• «Сосчитай слоги» Произносим слова вместе с ребенком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам.
5 этап.
На данном этапе ребенок учится различать звуки и выделять их в слове.
• «Подбери слово» Всем знакома игра – подбор слов на определенный звук. Кто назовет больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребенка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
• «Выбери картинку» Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ)
• «Лови звук» Произносим несколько слов, просим ребенка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.