Дети уже научились произносить звук, но неправильно произносят его в самостоятельной речи? Поговорим об автоматизации (введении) звука [Л]. Выполняя домашнее задание, не забывайте про артикуляционную гимнастику: «окошко», «заборчик», «месим тесто», «маляр», «поймай мышку за хвостик», «лошадка», «пароход», «иголочка», «парус», «качели», «прибочек».
Дыхательные упражнения: «ветерок», «подуем на листочек, «снежинка».
После дыхательной и артикуляционной гимнастики отрабатываем звук [Л].
В прямых слогах:
ЛА – ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ
В обратных слогах:
АЛ – АЛ – АЛ – АЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ
УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ
Далее отрабатываем звук в словах:
В начале: лак, лань, ла-ма, ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка, лан-дыш, ла-ком-ка;
В середине: ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко;
В конце: бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал.
Завершающим этапом автоматизации любого звука является применение его в предложениях. Например, в чистоговорках:
ЛА – ЛА – ЛА лопата и пила
ЛА – ЛА – ЛА новая юла
ЛА – ЛА – ЛА высокая скала
ЛА – ЛА – ЛА новая метла
ЛО – ЛО – ЛО на улице тепло
ЛО – ЛО – ЛО мы приехали в село
ЛО – ЛО – ЛО мама вымыла окно
ЛО – ЛО – ЛО в лодке новое весло
ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу юлу
ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у Милы две иглы
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы забьём голы
АЛ – АЛ – АЛ папа гвозди забивал
АЛ – АЛ – АЛ со стола упал пенал
УЛ – УЛ – УЛ я поставил стул
УЛ – УЛ – УЛ наш малыш уснул
УЛ – УЛ – УЛ Павел сел на стул
ОЛ – ОЛ – ОЛ мы забили гол
ОЛ – ОЛ – ОЛ Алла мыла пол
ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ суп уже остыл
ИЛ – ИЛ – ИЛ папа потолок белил
ИЛ – ИЛ – ИЛ машину я катил
АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ новые пеналы
АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ на дороге шпалы
ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ у папы много силы
ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ делаю уколы
ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ я стою у школы
ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ мы купили пилы
СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла
СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла
ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла
КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.