У всех детей развитие речи происходит по-разному: у кого-то словарный запас пополняется быстро, совершенствуется звуковое оформление слов, фразы становятся более развернутыми, а каким-то детям без дополнительной помощи от окружающих взрослых не обойтись.
По этой причине важно учить ребенка правильно и четко произносить слова, а также различать и слышать в них звуки. Чистоговорка является одним из игровых упражнений, используемых для развития у деток слухового внимания и верного восприятия речи.
Чистоговорка — это речевой ритмичный материал, в котором содержатся сложные сочетания слов, слогов и звуков, сложных для произношения. Также чистоговорки называют логопедическими загадками. Подобные упражнения помогают ребенку в освоении интонации вопроса и в развитии у них чувства ритма.
Применение чистоговорок довольно часто является одним из особенно эффективных методов отработки и закрепления в речи звуков. Мы можем и сами придумывать на изучаемый звук слова, составлять фразы и чистоговорки к ним. С целью автоматизации звука, развития четкой дикции, артикуляционной моторики и выразительности речи рекомендуется произносить каждую чистоговорку по несколько раз, выполняя при этом разнообразные задания.
Вот несколько вариаций использования:
• произносим громко или тихо;
• произносим с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, грустно и т.п.);
• произносим в разном темпе (быстро или же медленно);
• произносим, изменяя логическое место ударения (стучим молоточком по разным словам);
• проговариваем разным по тембру голосом (как мышка или как медведь).
Вот несколько примеров чистоговорок:
На звук [В]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.
Ва-ва-ва — разболелась голова.
Ва-ва-ва — по ночам не спит сова.
Ав-ав-ав — в книге десять глав.
Ве-ве-ве — я стою на голове.
Ев-ев-ев — папа строит хлев.
Ви-ви-ви — книги ты не рви.
Ив-ив-ив — на море прилив.
Ов-ов-ов — к уроку будь всегда готов.
Юв-юв-юв — птица чистит клюв.
Вы-вы-вы — очень хочется халвы.
На звук [К]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.
Ак-ак-ак — тянет груз ишак.
Ка-ка-ка — нету у меня совка.
Ик-ик-ик — раздается крик.
Ки-ки-ки — возьми книгу в две руки.
Ко-ко-ко — буквы нам учить легко.
Ок-ок-ок — я хожу в кружок.
Ук-ук-ук — очень толстый сук.
Ек-ек-ек — я добрый человек.
Ке-ке-ке — иду я налегке.
Ык-ык-ык — стоит на поле бык.
На звук [М]
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.