Ребенок в первые годы жизни накапливает огромное количество опыта. Он впитывает всё, что с ним происходит, словно губка, и создает фундамент для собственного интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития. Взрослые, помогая накопить ребенку опыт об окружающем мире, часто делают упор на слуховые и зрительные образы, оставляя позади другие органы чувств, хотя они не менее значимы! И сегодня мы, вместе с Хомяковой Валерией, психологом Научно-практического центра «Здоровье нации», обсудим такой вид чувств, как осязание, его важность и то, как же всё-таки помочь ребенку накапливать тактильный опыт.
Осязание является одним из первых анализаторов, который начинает свою работу еще в утробе матери. Прикосновения служат важной частью социального развития. От них зависит наша оценка окружающей среды, в которой мы находимся, и возможность реагировать на нее. Малыши познают мир через тактильные ощущения, ползая, ребенок «пробует» окружающую среду через рот. Предметы, попавшие в руки младенца, оказывают большую службу в развитии ребенка: он учится различать формы и текстуры предметов. Так как тактильное изучение задействует в большинстве своем руки, пальцы и губы (самые чувствительные тела), то это оно способствует и развитию мелкой моторики, что в свою очередь влияет на логику, мышление и речь. Всё в нашем организме взаимосвязано!
Когда ребенок знакомится с разными текстурами, то важно обозначать их характеристики словесными понятиями, пополняя словарный запас ребенка. Например, когда малыш ползает по ковру с высоким ворсом, можно приговаривать «какой пушистый и мягкий коврик», если он берет в руки яблоко, то можно его вместе погладить и слегка надавить, чтобы сообщить о гладкости и твердости этого предмета, и так далее. Любой предмет, оказавшийся в руках ребенка, можно описать через тактильные ощущения, и сначала так делать и нужно! Особенно во время прогулок, ведь окружающая среда полна различными текстурами: шершавая кора дерева, гибкие или твердые веточки, сыпучий или рыхлый, мягкий или царапающий, сухой или мокрый песок, теплая или холодная земля, гладкий металл. Трогайте вместе с ребенком окружающий мир и максимально описывайте его. Затем можно подключать различные игры, связанные с осязанием.
🔸 «Липкие материалы»
Для нее вам понадобятся различные съедобные материалы: тесто, мармелад, густое варенье, мусс, желе, шоколадная паста, мякоть банана; и несъедобные материалы: глина, пластилин, мокрый песок, размокшая газета.
Для начала обследуйте предложенные материалы: потрогайте, сожмите, съедобные можно попробовать на вкус. Как можно больше обсуждайте характеристики каждого предмета. Далее определите вместе с ребенком, какой из материалов самый липкий, пластичный, сладкий и т.д.
Из пластичных материалов можно слепить колбаску, бублик и т.д. Вязкие можно переливать в разные стаканчики, наливать в руку и подобное.
🔹 «Тактильные крышечки»
Для этой игры вам понадобятся широкие крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы).
Сначала вместе с ребенком или без него нужно заполнить крышки различными материалами, вырезав, если это нужно, и приклеив их внутри крышек. Затем можно использовать разные варианты игр:
а) «Найди пару»
Предложите ребенку рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.). После чего найдите вместе одинаковые по ощущениям. Можно усложнить процесс, сложив крышечки в непрозрачный мешок и попросив ребенка найти в нем одинаковые наощупь.
б) «Найди разные крышечки»
Предложите ребенку найти противоположные сочетания: пушистые — гладкие, колючие – мягкие и т. д.
в) «Угадай на что (кого) похоже»
Данный вариант подходит для детей 5-7 лет.
Предложите ребенку найти ассоциации тактильным ощущениям от крышечек. Например, погладив крышку с колючим материалом, можно ее сравнить с ежом, с пушистым – с лисой или кошкой, с гладким – с лягушкой и так далее.
🔸 «Угадай, из чего сделан предмет»
Вам понадобится набор предметов с различной фактурой материала: вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл. Предметы могут быть любые, главное, чтобы сам предмет был сделан только из этого материала (чтобы ребенок не путался).
Предметы раскладываются на столе и ребенку предлагается их ощупать, описать свои ощущения. Затем проговаривается название каждого материала, из которого изготовлен каждый предмет. Затем ребенок закрывает глаза, родитель в это же время перемешивает предметы и просит ребенка положить ладонь на какой-нибудь из них и рассказать, из чего он сделан.
Для усложнения можно спрашивать уже о самом предмете: для чего он используется, к какой категории относится, у кого чаще этот предмет можно встретить и где и так далее — в зависимости от возраста ребенка.
Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.п.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.