Главное правило обучению чтению: «Не гонитесь за результатом!». Для начала покажите ребенку азбуку. Если он заинтepeсовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.

  • Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
  • Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка.
  • Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте!
  • Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу.
  • Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать.
  • Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.
  • Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.

 УПРАЖНЕНИЯ

  1. «Изучение букв»
    Чтобы помочь малышу запоминать букву:
    • выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
    • моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
    • обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их. vk.com/zaykinaskazka
  2. «Изучение слогов»
    Дальше вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:
    • многократно называйте слоги;
    • предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
    • попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;
    • сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги;
    • можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). Вскоре ребенок сам сможет рассказывать
    • искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению: «Покажи Буратино слог «пу», а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»).
  3. «Изучение звуков»
    • потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача — отработать различение звуков в слове;
    • называйте все звуки (не буквы!) в слове по порядку;
    • вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»;
    • ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово — ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка- мишка, ночка — кочка, шар — пар, топор – забор);

 ИГРЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В АЛФАВИТЕ И НАЧИНАЕТ ЧИТАТЬ СЛОВА

  1. «Соедини буквы»
    По всей площади листа бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим, от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке
  2. «Изобрази алфавит»
    Повторите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите одну знакомую и предложите малышу изобразить ее с помощью тела, только сначала напомните, как она выглядит, в книге или на карточке..
  3. «Найди букву»
    Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его отыскать предметы, названия которых с нее начинаются. Найдет ли он ее на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?
  4. «Найди слово»
    Первое задание – найти определенные буквы в рекламных объявлениях, названиях улиц, на афишах, магазинных и дорожных вывесках. Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке, или по перечню букв в имени ребенка. Второе задание – найти определенное слово на странице текста, или на тех же вывесках и в объявлениях. И снова, для начала, покажите ребенку его образец. Обычно малышам нравятся такие игры, но не стоит уделять им больше 5-15 минут в день, чтобы не перегружать маленького ученика.