Главная Записи Грант 2021 Арт-терапия как метод саморегуляции

Арт-терапия как метод саморегуляции

Творческий потенциал заложен во всех детях без исключения. Поэтому арт-терапия как метод саморегуляции — это хорошее подспорье для коррекции эмоционально-волевых нарушений детей с ОВЗ.

Показаниями для арт-терапии являются трудности эмоционального развития: например, у детей с расстройством аутистического спектра; чувство одиночества у детей с педагогической запущенностью; наличие конфликтных межличностных отношений между детьми разного возраста в семье; конфликты в семье, повышенная тревожность, страхи, фобические расстройства, подёргивания различных мышц и пр.

Арт-терапия может помочь скорректировать дисгармоничную речь. Дело в том, что зона мозга, ответственная за моторику, находится рядом с зоной, отвечающей за речь. Поэтому одной из основных практик при работе над речевой патологией, является развитие общей и мелкой моторики, в том числе с помощью арт-терапии.

Краски — один из самых удобных материалов для творчества.

Функции арт-терапии

  • катарсическая, направленная на освобождение от негативных состояний;
  • регулятивная, направленная на снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния;
  • адаптивная – помогает снять тревогу при работе с тяжелыми переживаниями, преодолеть сопротивление к психотерапевтическому процессу, способствует укреплению взаимоотношений и отношений в группе, развитию эмпатии и положительных чувств.

Как применять арт-терапию?

Методики работы разные. Их выбор зависит от возможностей ребёнка и его настроя. С помощью арт-терапии можно войти в контакт с ребёнком, просто раскрыв большой лист бумаги и предложив материалы для рисования – маркеры, карандаши, краски. Краски — это самый подходящий материал для занятия. Ребёнок начинает рисовать на свободную тему.

Если нужно проработать тревожно-фобические расстройства у ребёнка и заодно отработать графомоторные навыки, можно задать тему для рисования: например, нарисовать семью за столом. С помощью этого упражнения можно снять тремор, проработать межличностные отношения и тревожно-фобические состояния, потому что на рисунке всё это будет отражено.

Можно предложить ребёнку самому задать тему, если нужно понять состояние ребёнка на данный момент времени и проследить эффективность ранее проведённой терапии (для этого мы сравниваем прошлый рисунок с нынешним).

Если листа не хватает?

Есть практики, когда ребёнку предлагается лист А4, и тот начинает выходить за границу листа. В этом случае нужно подложить ещё лист, чтобы ребёнок продолжил рисовать.

Если стена как мольберт?

Можно рисовать и на стене. Ребёнку это очень интересно. Но прежде родителям нужно подготовиться: наклеить на стену специальные обои в виде раскраски.

Существует масса упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. Вот некоторые из них.

Упражнение «Волшебник»

Материал: восковая свеча, альбомный лист, акварельные краски, кисточка для рисования или губка (для мытья посуды).

Скажите ребенку, что сейчас вы будете играть в волшебников. Предложите малышу или сами нарисуйте свечой на листе бумаги любой рисунок. Включите всю свою фантазию и творчество. Это может быть тучка, из которой идет дождь; море и по нему плывет кораблик и т.д. После того как рисунок готов намочите кисточку (губку) водой, окуните ее в краску и закрасьте лист бумаги. Бумага закрасится, а воск нет. Это очень понравится ребенку, так как присутствует эффект неожиданности, волшебства.

Упражнение «Образы»

Материал: клеенка небольшого размера (салфетка для сервировки стола), крем любой (детский, для рук и т.д.).

Выдавите немного крема на салфетку и предложите ребенку им нарисовать, написать. Пальчики будут скользить по поверхности. Можно рисовать облака, завитушки, овечек и т.д. Рисовать можно одной рукой или двумя сразу.

Рисование на свободную тему способствует развитию фантазии у ребёнка.

Упражнение «Играем в сказку»

Материал: любая игрушка (одна или несколько).

Предложите ребенку вместе с вами сочинить сказку про игрушку. Можно сочинить совершенно новую концовку к любимой сказке, включить в нее других героев или изменить сюжет. Сказку можно нарисовать, рассказать или инсценировать. Все зависит от вашего желания!

Упражнение «Рисование на спине»

Нарисуйте (пальчиком) на спине ребенка любую фигуру или букву. Предложите ее отгадать. Потом можете поменяться с ребенком местами.

В процессе арт-терапии развивается мелкая моторика, следовательно, становится лучше речь.

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои‌ #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация