В процессе занятий с логопедом звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «условной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это говорит о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Время прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. Как рассказала логопед НПЦ «Здоровье нации» Руфия Нигматулина, в идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. А еще желательно повторять их утром и вечером.
Что такое автоматизировать звук?
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его отдельно от всех других звуков совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах:
прямых (согласный+гласный),
обратных (гласный+согласный),
со стечением согласных (согласный+гласный+согласный; гласный+согласный+гласный);
- автоматизация звука в словах: в начале слова, середине, конце;
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
Желательно на этапе автоматизации использовать знакомый материал и переходить к новому материалу нужно только в том случае, если усвоен предыдущий.
Какие этапы и приемы в период автоматизации?
Автоматизация звука в слогах
Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
Например, при автоматизации звука [Ш] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: ша, шы, шо, шу, затем в обратные: аш, ыш, ош, уш, далее в слоги, где звук находится между гласными: аша, ашы, ашо, ашу, ыша, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): што, шта, шпа, шма, шны, шко.
Автоматизация звуков в словах
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (ша – шаг). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.
Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).
Старайтесь вводить разные словесные упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – необходимо подобрать по 20–30 картинок (можно нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно). При чем материал желательно не менять пока ребенок не будет четко произносить звук в словах.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
Автоматизация звука в предложениях
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
Например, У Маши шуба. У Яши машина. У Даши шахматы.
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи на заданный звук.
Например, в чистоговорках: кот Шалун сидит на шторе, потому что Маша в школе. Скороговорки: у нашего Мишки в мешке шишки. Кукушка кукушонку купит капюшон.