Рекомендации логопеда по автоматизации звука [Ш]

Звук [Ш] у детей иногда становится серьезным препятствием в овладении речью. Причины плохого произношения этого звука могут быть разными: неправильный прикус, укороченная уздечка языка, слабые языковые мышцы, нарушение фонематического слуха.

В большинстве случаев проблема легко решается с помощью артикуляционной гимнастики и других логопедических упражнений.

Чтобы детям не было скучно, занятия нужно перевести в игру.

Гимнастика

Как правило, зарядка для язычка детишек приводит в восторг. Ведь можно построить рожицы перед зеркалом!

«Бегемот». Нужно широко открыть рот, досчитать до пяти, потом закрыть.

«Лягушка». Растянуть рот в улыбке, причем не изменяя положения зубов.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой, удерживать их на счет пять.

«Блинчик». Сделать язык широким, как лопата, и положить его на нижнюю губу.

«Варенье». Облизывать широким языком верхнюю губу.

«Кисточка». Водить языком по небу, от зубов к горлу.

Игры на звук [Ш]

В любом деле нужно идти от простого к сложному, поэтому автоматизация произношения звука [Ш] начинается с песенки Змейки: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».

Возьмите игрушечную змейку или нарисуйте с ребенком змею на бумаге и пойте вместе песенку на любой мотив: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».

После песенки приходит черед произносить слоги, прямые и обратные:

Ша — ша — ша

шо — шо — шо

шу — шу — шу

шэ — шэ — шэ

ши — ши — ши

Аш — аш — аш

ош — ош — ош

уш — уш — уш

эш — эш — эш

иш — иш — иш

Вот и добрались до чистоговорок.

  1. Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

2. Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

3. Мышонку шепчет мышь:

— Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуметь я буду тише.

4. Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как в капюшоне он смешон!

После того, как поиграли в чистоговорки, можно переходить к играм с карточками.

Предлагаем несколько таких игр.

«Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ш] (карточки предварительно можно найти в Интернете и распечатать) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

«Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете: «Чего не стало?» (не стало шапки, шубы, шара и пр.). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои‌ #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация