Главная Записи Грант 2021 Девиантное поведение ребёнка как результат эмоционального фона родителей

Девиантное поведение ребёнка как результат эмоционального фона родителей

Ребёнок получает изначальное представление об окружающем мире, поведении, социальных нормах не в детском саду и школе, как думают некоторые, а в семье. Именно родители и близкие люди формируют у малыша базовые установки, морально-нравственные ценности. Поэтому обстановка в семье, отношения между родителями — основной фактор формирования поведения ребёнка.

Если в семье лад, ребёнку достаточно внимания со стороны родителей, отсутствуют стрессовые ситуации, то всё хорошо, у ребёнка в такой обстановке формируется здоровая психика. Но если любви в семье нет, родители конфликтуют, не обращают внимания на своё чадо, то на этом фоне ребёнок может чувствовать себя неполноценным, проявлять агрессию в ответ на попытки сблизиться с ним, так как не будет знать, как правильно реагировать.

Поведение с отклонением от общепринятых норм называется девиантным. Основная причина такого поведения — семейные проблемы. К слову, чем серьёзнее и запущеннее проблемы, тем в поведении ребёнка сильнее отклонение от нормы.

Какие проблемы рождают девиантное поведение?

Насилие в семье. Ребёнок, живя в атмосфере постоянного конфликта, ругани, а то и драк между родителями, будет не только замыкаться в себе, но и бояться «деспота», сводить до минимума общение. В более старшем возрасте у человека подобное поведение может быть взято за норму и лечь в основу выстраивания отношений в своей семье.

Финансовые трудности. Они могут спровоцировать у ребёнка как гипертрофированную приверженность к труду, так и желание добыть финансы незаконным способом: воровством, обманом, шантажом.

Инвалидность одного или двоих родителей. Как правило, ребёнок в такой ситуации лишён простых детских радостей: например, спортивной игры с родителями, прогулок на улице, совместного досуга. Чувство неполноценности порождает у ребёнка скрытую агрессию, которая может импульсивно выплескиваться в ходе взаимоотношений с окружающими людьми, сверстниками.

Серьёзные вредные привычки родителей: пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм. Там, где присутствует одна из этих бед, нет детского смеха, нет теплых отношений, любви и взаимопонимания. Там есть ломка, недостаток денег, рукоприкладство, игнорирование ребенка. В финале в таких семьях одно: ссоры, уход из семьи одного из родителей, алкоголизм, суицид. И всё это, без сомнения, отражается на ребёнке.

Социальная обособленность семьи от окружающих. Как правило, ребёнок, живущий в социальном вакууме, без общения со сверстниками, не умеет себя вести, не знает, как правильно реагировать в различных ситуациях и как «подавать» себя окружающим. Он зачастую бывает совершенно подавлен, внезапно попадая в общество. Такие дети могут быть либо излишне скромными, либо, наоборот, пытаются привлечь к себе внимание дерзкими поступками.

Что касается подростков, то на их неспособность к самоограничению влияет безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля. Девиантное поведение подростка направлено прежде всего на родителей, которые, по его мнению, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемлённое самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

Так что, если родители хотят изменить поведение ребёнка, им нужно начать с себя.

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#ФондПрезидентскихГрантов#ПрезидентскиеГранты#воспитаниеребенка#родителямназаметку#омскдети#центрразвитиядетей#ребенокмои‌ #здоровьенации#реабилитацияомск#реабилитационныйцентр#малыш#центрреабилитации#реабилитациядетей#лечениереабилитация