Главная Записи Грант 2022 Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Продолжаем тему развития дыхания с помощью упражнений. В данной статье хотелось бы познакомить вас, дорогие родители, с играми и упражнениями на развитие речевого дыхания ребенка без участия речи. Цель данных упражнений в развитии длительного, плавного выдоха и активизация мышц губ.

  1. «Цветочек».
    Выполнение: сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветок (вдохнуть аромат). Можно использовать настоящий цветок или цветок, сделанный своими руками.
  2. «Загони мяч в ворота».
    Выполнение: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались. Для этого их можно слегка прижать ладонями. В данной игре можно использовать вместо шарика – вату, пенопластовый маленький шарик или сделанный из ниток. Воротами могут быть кубики, карандаши, палочки и т.п.
  3. «Сдуй пушинку (снежинку) с ладони, с носа».
    Выполнение: рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук [Ф], а не [Х].
  4. Подуй на карандаш, чтобы он покатился по столу.
    Выполнение: ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы
  5. «Остуди горячий чай».
    Оборудование: 3 чашки с «паром» в виде полосок из бумаги.
    Выполнение: взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на «пар». Если дует правильно, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «наберу воздуха и подую на чай».
    Инструкция: «у нас с тобой есть три чашки с очень горячим чаем. Нужно его остудить. Для этого набери воздуха и подуй на чай, вот так» (показ действия взрослым).
  6. Подуй на вертушку.
    Выполнение: перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
    Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: «давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее».
  7. Подуй на султанчик.
    Выполнение: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
    Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
  8. «Бабочка полетела» (бабочка из бумаги на ниточке).
    Выполнение: перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
    Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, и не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
  9. Надуй шарик.
    Выполнение: повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
    Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
    «Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!»
  10. Поиграй на дудочке, на губной гармошке.
    Выполнение: перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах — одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
    Дайте ребенку дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
  11. «Узнай по запаху» (кусочки фруктов).
    Выполнение: закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)

Важно: при выполнении упражнений следить, чтобы при вдохе надувался живот, плечи не поднимались, а при выдохе – не надувались щеки.
Скоро вернемся к вам с продолжением! 😉

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.