• Полезным будет искать цвет по образцу. Разложите перед малышом игрушки разных цветов. Начинать нужно с двух, чтобы малышу было легче ориентироваться в материале. Можно предложить предметы белого и синего цветов (или любого из уже изученных). Попросите ребенка собрать в коробку (отдать вам) все белые предметы. Если ребенок затрудняется, покажите ему лист бумаги или белый предмет: «Найди все предметы такого же цвета». Каждый раз меняйте второй цвет, оставляя белый неизменным. Предметы могут быть синего и белого, красного и белого, желтого и белого, зеленого и белого цветов. Когда ребенок будет легко справляться с предложенным заданием в рамках двух цветов, вы можете добавить третий, четвертый и т.д. Это упражнение также можно использовать как закрепление уже изученных цветов, делая акцент на белом, но не забывайте и об основных цветах.
• Аппликация «Цветы на яблоне». Когда вы показали ребенку на прогулке (или при рассматривании картинок), как цветут яблони, можно изобразить их на листе бумаги. Возьмите цветной лист бумаги (не берите белую, коричневую или зеленую) или закрасьте альбомный лист вместе с ребенком – в этом вам может помочь обычная губка. Можно выполнять работу вместе с малышом в несколько этапов, а можно подготовить все самостоятельно. Нарисуйте ствол дерева. Предложите малышу наклеить на дерево листочки и цветочки. Для того, чтобы сделать листья, можно отрывать от зеленого листа небольшие кусочки и приклеивать их на веточки. Цветочки можно сделать из комочков белой бумаги.
• Аппликация «Зима». После зимней прогулки или изучения погоды за окном можно сделать зимний пейзаж. На прогулке обратите внимание малыша на деревья без листьев, на большие белые сугробы, снегопад. Вам понадобится лист синей бумаги или картона, полоски белой бумаги, вата, клей. Предложите ребенку изобразить зиму. Из белых полосок бумаги можно сделать дерево, вата может превратиться в сугробы, снегопад можно изобразить как кусочками бумаги (обрывная аппликация), так и комочками ваты.
• Лепка «Овечка». Вам понадобится изображение овечки (подойдет раскраска) и белый пластилин. Предложите ребенку доделать картинку, слепить овечке шерстку. Можно лепить шарики и прикреплять их к изображениям. Чтобы усложнить задание, предложите ребенку раскатать «колбаску» из пластилина и свернуть ее «улиточкой». Также овечку можно изобразить с помощью аппликации из ваты.
• Лепка «Одуванчики». Когда малыш запомнит белый цвет, можно добавлять и основные цвета, которые он уже изучил. Предложите малышу слепить одуванчики. Можно сделать композицию плоскостной (на листе цветного картона) или сделать одуванчики объемными. Важно использовать не только зеленый и желтый, но и белый цвет.
• Рисование «Снеговик». Вам понадобится лист синей бумаги, белая гуашь, вода и кисть. После зимней прогулки предложите малышу нарисовать снеговика. Важно рисовать комочки круговым движением кисти. Напоминайте ребенку о том, что снег белого цвета. Спросите, краску какого цвета нужно взять. Также можно дополнить рисунок деталями: нарисовать снеговику ручки (снежные комочки или веточки), шапочку или ведро на голове, лицо, шарфик. Желательно в дополнительных деталях использовать основные цвета, чтобы их повторить.
• Рисование «Ромашки». Летом можно изобразить полянку с ромашками. Вам понадобятся цветной лист бумаги (лучше голубой для обозначения неба), гуашь желтого, зеленого и белого цветов. Предложите малышу нарисовать полянку. Можно порисовать пальчиками – малышу будет очень интересно. Проговаривайте все, что рисуете вместе с ребенком: зеленая травка, зеленые стебельки, желтая серединка, белые лепестки, белые облака, желтое солнышко. После рисования еще раз рассмотрите картину, попросите показать тот или иной цвет, не забывая о самом главном — белом цвете.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.