Советы психолога грантового проекта «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» Валерии Хомяковой.
Первые месяцы в школе – не самый простой период для ребенка. Его привычный ход жизни нарушается: вместо веселых игр, прогулок, дневного сна и относительного спокойного и размеренного распорядка дня появляются уроки, на которых нужно концентрировать все свое внимание, домашние задания, новые требования, более интенсивный режим и незнакомые лица среди сверстников и взрослых. Для того, чтобы привыкнуть к такой перемене требуется время и силы, именно это привыкание называется школьной адаптацией.
Школьная адаптация в общем длится около двух-трех месяцев, но иногда у детей возникают трудности и ее длительность может значительно увеличиться. Как сделать так, чтобы этого не случилось, и как можно помочь ребенку избежать сложностей в этот период? Именно об этом мы хотим с вами поговорить и дать пять советов для родителей первоклассников!
Совет 1: Не запугивайте ребенка школой.
Очень часто родители, пытаясь настроить ребенка на серьезный лад перед началом школьных уроков, перебарщивают и вместо серьезного настроя вызывают у ребенка лишь страх перед неизведанным местом, которое должно стать для малыша вторым домом. Лучше говорить с ребенком о том, что поменяется в более позитивную сторону, например, что ребенок узнает много нового, научиться красиво писать, быстрее читать и считать. Конечно, ради этого придется немного постараться, но это не значит, что теперь в его жизни будет только учеба. Игры и веселое времяпрепровождение с друзьями также останется!
Совет 2: Предупреждён — значит вооружён.
Не пренебрегайте дошкольной подготовкой к школе. Ребенок, попадая в новую среду, и так будет в довольно сильном стрессе, и снизить его поможет уже сформированный запас знаний и опыта, которые можно накопить как раз на подобных занятиях. Они, конечно, отличаются от уроков, которые проходят в школе, но дают определенный фундамент для адекватного учебного поведения и облегчают процесс адаптации.
Совет 3: «Что хорошего случилось в школе? Что плохого? Что нового ты узнал?»
Заведите традицию спрашивать эти три вопроса у ребенка после школьного дня. Они помогут новоиспеченному школьнику отмечать положительные стороны учебы, говорить о возникающих проблемах и создать внешнюю учебную мотивацию. Только мы отметим один важный нюанс: эти разговоры должны быть искренними и желаемыми с обеих сторон. Если ребенок не захочет ничего отвечать, то не наседайте на него, лучше скажите: «Ты не хочешь об этом говорить? Я понимаю, давай придем домой, отдохнем, пообедаем, а потом, если ты все-таки захочешь, мы обсудим твой день в школе». Если вам самим по какой-то причине пока не хочется говорить о школе, то сообщите об этом ребенку, пообещав, что чуть позже вы обязательно это обсудите.
Совет 4: Не спешите!
Ребенку на самом деле очень тяжело перестроиться на новый режим дня и сложно привыкнуть к новым обязанностям. Как мы уже говорили, ему нужно время и силы. Дайте их ему. Не заставляйте сразу садиться за домашние задания после школы. Лучше договоритесь с ним сразу, в какое точное время он будет садиться за них, чтобы он учился самостоятельно распределять свое время (хотя по началу без ваших подсказок он не обойдется). Не делайте все задания за один присест — лучше разбавлять учебную деятельность игровой. Это может занять чуть больше времени, зато для ребенка домашние задания не станут чем-то сродни каторги. И, конечно же, помогайте малышу с выполнением заданий, направляйте его в нужную сторону, но никогда не делайте все за него, а наоборот поощряйте самостоятельность.
Совет 5: Обойдемся без чувства вины.
В период адаптации часто возникают поведенческие проблемы. Например, ребенок вдруг может встать посреди урока или запеть, громко смеяться или отвлекать всех ближайших соседей по парте. Это абсолютно нормально, ребенок еще не совсем понимает новые социальные правила, поэтому не ругайте его за то, чего он не знает. Объясняйте ему их в спокойной обстановке спокойным тоном, покажите ему, что вы на его стороне в любом случае, если его ругали за неподобающее поведение в школе. Будьте его опорой, поддержкой и проводником в этом новом сложном школьном мире, а не вызывайте чувство вины, которое только усложнит адаптацию.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация