Главная Записи Грант 2022 Как помочь ребенку справиться с агрессией. Часть 2

Как помочь ребенку справиться с агрессией. Часть 2

bearfotos/www.freepik.com

Как рассказала психолог НПЦ «Здоровье нации» Валерия Хомякова, вопрос о том, как помочь ребенку справиться с агрессией, довольно часто звучит от родителей, ведь на самом деле многие сталкиваются с этой проблемой: кто-то касается ее совсем слегка, а кого-то захватывает полностью, но в любом случае трудности возникают у всех. Часто родители не понимают, как можно наименее травматично помочь ребенку справиться с собственной злостью и агрессией, как направить его эмоции и действия в мирное русло. Сегодня мы поговорим об этом с практической точки зрения!

Учим ребенка распознавать свои эмоции

— Не только злость, но и радость, и грусть, и страх, и тревогу, и многие другие эмоции нужно учить распознавать, в зависимости от возраста. Ребенок должен хорошо понимать собственные чувства и ощущения, чтобы уметь с ними справиться, иначе это становится похожим на борьбу с монстром, которого мы не видим, — рекомендует Валерия Игоревна. — Для этого хорошо подойдут карточки с эмоциями. Их можно как купить, так и скачать из интернета и распечатать, да можно даже самим вместе нарисовать! Сначала вы проверяете, как ребенок понимает то или иное выражение лица, обсуждаете, как мимически могут проявляться эмоции, как они ощущаются в теле, какие движения могут быть из-за той или иной эмоции. И всё это сопровождаете повторениями, т.е. если говорим, что от радости можно хлопать в ладоши, то вместе с ребенком начинаете хлопать и улыбаться.

После можно перейти к обсуждению того, в каких ситуациях могут проявляться различные эмоции. Приводите как можно больше примеров, чтобы ребенок понимал причинно-следственные связи возникновения чувств.

www.freepik.com

Что делать со злостью?

Наконец-то ребенок стал понимать что к чему, какие эмоции существуют, и как они могут у него проявляться. Что дальше? Если мы говорим о злости, то данная эмоция проявляется наибольшим напряжением в теле, появлением невероятного количества энергии внутри, поэтому нужно учить ребенка проявлять ее физически адекватным способом, иначе рано или поздно он устроит разрушения и хаос вокруг.

В помощь тут будут игрушки, направленные на проявление силы, например, молоточек с гвоздями, которые нужно забивать, или боксерская груша. Когда вы видите, что ребенок злится, предложите ему позабивать гвозди или побить боксерскую грушу, и пусть делает это, пока не почувствует реальную усталость. Так же можно использовать игру «два барана», в которой родитель и ребенок, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки: «Бе-е-е». Игра начинается со слов: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Важно сохранять игровой настрой, чтобы действия со стороны ребенка не стали слишком жесткими и плохо контролируемыми. Или можно предложить ребенку порвать листы бумаги, скомкать их и покидать в стену. Используя фантазию, можно придумать множество разных действий, чтобы выразить злость на физическом уровне.

Еще одним хорошим способом сбросить напряжение, вызванное злостью, является творчество: рисование, лепка или танцы. Но такой способ подходит для детей старше 7-8 лет.

После того, как ребенок проявил свою агрессию, ему важно расслабиться и почувствовать успокоение. Для этого подойдут любые виды медитации, просто медленное дыхание или перечисление вслух предметов, что находятся вокруг.

И вот, когда ребенок научился физически проявлять свою злость и агрессию и после успокаиваться, то можно переходить к самому главному: учить ребенка вербально сообщать о своих чувствах. Да, не только о злости, но и о других тоже. Для этого может подойти игра «Театр». Она разделяется на два этапа: подготовительный и основной.

На первом этапе вы с ребенком создаете маски, которые обозначают разные эмоции: грусть, радость, злость, страх, удивление и так далее. Во время их создания можно снова обсудить различные эмоции, когда они возникают и почему и как проявляются.

На основном этапе ребенок становится актером. Он выбирает любую маску, и его задачей является показать телом ту эмоцию, которая на ней запечатлена. После того, как чадо справляется с этим, вы ставите следующую цель: показать чувство голосом. Обычно дети начинают смеяться, хныкать и всхлипывать, кричать или удивленно охать. После этого вы должны перейти к самому главному: рассказать ребенку, что можно не просто издавать звуки, а проговорить эмоцию через фразы «я злюсь, потому что», «я радуюсь из-за того, что», «мне грустно из-за», «я боюсь» и так далее. Ребенок должен повторить все эти предложения и придумать им концовку. И в конце можно даже заключить с ребенком контракт, что впредь вы оба будете говорить о своих эмоциях таким образом, чтобы каждый точно знал, что испытывает другой в той или иной ситуации.

www.freepik.com

О причинах агрессивного поведения маленьких детей можно посмотреть здесь.

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои‌ #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация