Памятку составила логопед-дефектолог Руфия Нигматулина
Активный словарный запас составляет порядка 2200-2500 слов, что дает ребенку возможность высказываться полно, точнее излагать мысли.
Какая речь у этих детей
- Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья.
- Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.
- В речи чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
- Высказывании состоит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
- Начинается овладение монологической речью. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
- Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша- Маша».
- У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишья.
- Увеличивается подвижность мышц речевого аппарата.
- Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных.
- Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки, [л], [р’], [р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.
- Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Допускается
- Редкие пропуски звуков и слогов
- Недостаточно развитый самоконтроль за собственным произношением
Может встречаться в речи
- Искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
- Замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);
Что интересно детям в этот период
Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:
- Испорченный телефон;
- Как назвать по-другому (на подбор синонимов);
- Скажи наоборот (поиск антонимов);
- Что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
- Узнай предмет по описанию;
- Закончи фразу.
!!! Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
«Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается, — у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник – сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последует одно за другим».
Мария Монтессори