Памятку составила логопед-дефектолог Руфия Нигматулина

За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов, достигая 3500 слов.

Характеристика речи 6 летнего ребенка

  1. Может подбирать антонимы, синонимы;
  2. Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
  3. Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
  4. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
  5. Использует союзы;
  6. Речь связная, логичная, последовательная;
  7. Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
  8. Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
  9. Склоняет по роду, числу, падежу слова;
  10. Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
  11. Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
  12. Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
  13. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
  14. Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
  15. Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
  16. Выделяет 4-й лишний.

Допускается

1. У некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, соноров [л], [л’], [р], [р’]. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

В какие речевые игры можно играть

  • «Что означает слово?». Родитель называет предметы, чадо группирует: например, стол — мебель, тарелка — посуда.
  • «Что такое имя?». Просят назвать свое имя, мамы, папы, друзей.
  • «Кто что делает?». Взрослый предлагает чаду посмотреть вокруг и сказать, кто может спать, сидеть, ходить, а что ездить, звучать.
  • «Назови слово». Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.
  • «Посчитай слоги». Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.
  • «Плывем, летим, едем». Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).
  • «Разгадай ребус». Мама предлагает любую тематику (транспорт, фрукты), загадывает слово, говорит первую и последнюю букву. Он должен угадать, какое слово загадал взрослый.
  • «Расскажи-ка». Родитель просит чадо рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.

Взрослые могут придумать такие игры для развития речи 6 – 7 лет самостоятельно.

!!! Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.

Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается, — у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник – сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последует одно за другим».

Мария Монтессори

Памятка составлена на основе методических рекомендаций логопеда Кононенко А.С. и материалам сайта «Дефектология ПРОФИ» московского института коррекционной педагогики.