Памятку составила логопед-дефектолог Руфия Нигматулина
К 1,3-1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов. В основном это слова обозначающие предмет, явление, действие, например: «ав-ав, би- би, мяу-мяу, ам-ам» — это тоже слова!
К 2-2,5 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Что понимают дети в этом возрасте?
- Обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
- Значение пространственных предлогов: «положи НА стол, сядь НА диван, спрячь В коробку»
- Обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул, яблоко –это яблоко)
Что могут выполнять дети в этом возрасте?
- Просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми мишку, дай яблоко, принеси кубик, сядь на ковер»
- Способны отвечать и задавать вопросы: «Что это?», «Как это называется?».
- Строить небольшие предложения. «Киса ням-ням» — это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.
- Здороваться и прощаться хотя бы символически
- Показывать изображение называемых предметов в книге или на картинке.
Какие особенности речевого развития в этом возрасте
- Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными: «мишка идет, кукла лежит», используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «Я».
- Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (физиологическое косноязычие)
- Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук может произноситься верно в каком-то слове, в другом – выпадает или заменяется на другой.
- Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова): «молоток-моток, пианино-пинино, бегемот- бемот»
- Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
Речевое развитие ВАШЕГО МАЛЫША ИНДИВИДУАЛЬНО, и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
«Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается, — у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник – сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последует одно за другим».
Мария Монтессори