Родители, вы играете со своими малышами в «Ладушки»? А в Сороку-белобоку, которая варила кашу? Ни разу не читали своему ребенку потешку про Кисоньку-мурысоньку и мельницу? Зря!
Песенки и потешки не просто так были созданы и использовались веками в семьях при воспитании малышей. Ведь это эффективные логоритмические упражнения по запуску речи и устранению речевых нарушений!
Зачем звук сопровождать движением?
Дело в особенностях работы человеческого мозга. У маленького ребенка раньше всего начинает функционировать зона мозга, отвечающая за двигательную активность. Вслед за действием идёт звук, но не замещает его. Если совместить момент движения с моментом речи, можно воздействовать на механизм развития речи. Другими словами, ребенок начнет активнее произносить звуки и слова, если как-то двигается, если через зрительные, слуховые,
тактильные, кинестетические, вкусовые ощущения, а также через ощущения равновесия познает окружающий мир.
Логоритмические игры
Существует множество логоритмических игр на вызывание звуков, на произнесение слогов, звукоподражаний и отдельных слов.
Самая простая игра на вызывание гласных звуков — колыбельная для игрушек.
Для игры понадобятся игрушечная кроватка, кукла Ляля и игрушки — зайка Зая и кошечка Киса. Предложите малышку уложить спать игрушки, а чтобы они уснули, им нужно спеть песенку. Вы произносите слова песенки, а ребенок продолжает вслед за вами: «А-а-а».
Это кто в кроватке, а-а-а, а-а-а,
Засыпает сладко, а-а-а, а-а-а?
Это Зая засыпает сладко.
Глазки закрывай, баю-бай.
Это кто в кроватке, а-а-а, а-а-а,
Засыпает сладко, а-а-а, а-а-а?
Это Киса засыпает сладко.
Глазки закрывай, баю-бай.
Это кто в кроватке, а-а-а, а-а-а,
Засыпает сладко, а-а-а, а-а-а?
Это Ляля засыпает сладко.
Глазки закрывай, баю-бай.
Укачивая игрушку, малыш пропевает звукоподражание «а-а-а» и сопровождает пение
ритмичными движениями рук.
Игра «Необыкновенные следы» помогает отработать звукоподражания. Для игры понадобятся песочница и игрушки – медвежонок, зайчик, змейка, паучок. Предложите ребенку посмотреть, какие животные оставили на песке свои следы.
Нужно изображать животных: медвежонок – ребенок игрушкой или кулачками надавливает на песок и рычит как мишка: «Ы-ы-ы»; зайчик – ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигается в разных направлениях и проговаривает: «Оп-оп»; змейка – ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой и шипит как змейка: «Ш-ш-ш»; паучок – ребенок двигает всеми пальцами, имитирует движение насекомого.
У детей с задержкой речевого развития недостаточно развита мелкая моторика. Поэтому особенно важна для таких детей пальчиковая гимнастика. Как это делать? С помощью игры-считалочки!
Будем пальчики считать,
На руке их целых пять!
(Согнуть пальцы в кулачок,
затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца.)
Этот пальчик боковой,
Называется большой,
Указательный – второй,
Будем мы дружить с тобой,
Средний пальчик посредине,
Значит, средний ему имя.
А четвертый – безымянный,
Очень вялый и упрямый.
Ну, а маленький любимец
Называется мизинец!
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация