Главная Записи Полезные статьи О логопедических занятиях дома

О логопедических занятиях дома

Мода на ранее развитие породила множество страхов у родителей.

Один из них — страх диагноза «задержка речевого развития», ЗРР.

Очень часто встречаются возмущения мам по поводу того, что они с ребенком занимаются и пальчиковой гимнастикой, и артикуляционной гимнастикой, и занятиями на мелкую моторику рук, а ребенок в свои год и 7 месяцев до сих пор не говорит. Мама водила ребенка к неврологу, которая поставила диагноз “ЗРР” (задержка речевого развития).

Не секрет, что успех логопедических занятий зависит не только от самого логопеда, но и от родителей ребенка, которым предстоит закреплять дома полученные навыки. Если родители игнорируют указания специалиста, то и “выздоровление” звука (-ов) идет намного медленнее, чем хотелось бы.
Есть и такие родители, которые по каким-то причинам не обращаются к логопеду, а пытаются поставить звук самостоятельно. Или – научить ребенка говорить. К сожалению, иногда это приводит к отрицательным результатам. Одна мама, таким образом, закрепила у ребенка неправильные шипящие, которые потом пришлось долго исправлять. А всего-то: смотрели какое-то видео и пытались сделать так, как говорят и показывают.
Однако необходимо понимать, что логопедические занятия имеют свой план, свои перспективы. Каждое занятие построено по определенной схеме и рассчитано на каждого конкретного ребенка. Со стороны может показаться всё очень даже простым: сидит себе логопед с ребенком и без конца повторяют нужные звуки. Волшебной палочкой мах! – и вот вам результат.

Теперь по поводу диагноза ЗРР. Удивляет тот факт, что диагноз поставили в столь раннем возрасте и одним специалистом. Есть, конечно, показатели благоприятного и неблагоприятного развития речи, есть диагнозы, которые можно поставить еще во время внутриутробного развития или в первые месяцы жизни (по характеристике младенческого крика, например), однако диагноз “ЗРР” ставится невропатологом, логопедом и психологом после 3-4 лет, когда уже можно отличить задержку речевого развития от индивидуального развития речи, проходящее с небольшими задержками.

Что касается возмущений мамы о том, что ребенок “вообще не говорит”, то такие выводы можно сделать только при обследовании речи ребенка раннего возраста. Что значит “вообще не говорит”? Он не гулил в 3 месяца, не лепетал в 6 месяцев, не произносит ни одного слова, даже “детского”, не проявляет никаких попыток взаимодействовать со взрослым? А как у него с пониманием речи? Он вообще Вас слышит? Что именно он понимает? Отличает кровать от дивана или для него это одно и то же?

Как видите, вопросов много, которые наверняка задаст любой специалист, и это далеко не весь список. Нужен анамнез – как развивалась беременность, как проходили роды, как себя вел ребенок в первые месяцы жизни, характер его крика, появился ли комплекс оживления. Уже по ответам только на эти вопросы можно определить наличие или отсутствие умственной отсталости ребенка, нарушения в эмоциональной сфере и взаимодействий с окружающим миром (аутизм). НО: еще и еще раз напоминаем, что какие-либо диагнозы ставятся несколькими специалистами, при комплексном обследовании ребенка и вынесении окончательного вердикта.

Источник

,