Советы логопеда по автоматизации звука [Л] в домашних условиях

Сонорные твёрдые согласные звуки — Л и Р – как правило, детям даются сложно. Гораздо легче произносятся их мягкие варианты. Но при должной тренировке можно подчинить себе и твердые звуки.

Методика работы над автоматизацией звука стандартная: задания должны идти от простого к сложному, в начале каждого занятия делается артикуляционная гимнастика.

Упражнения на артикуляцию

«Заборчик». Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Блинчик». Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка». Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не

закрывать, повторить 5 – 10 раз.

«Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк». Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как индюк).

«Качели». Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Почистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Слоги, слова, фразы

Отработка звука начинается с произнесения слогов, в которых звук [Л] находится как в начале слога, так и в конце. Например:

ЛА-ЛА-ЛА

ЛА-ЛО ЛО-ЛА

ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО

ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ

ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ

ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

В автоматизации звуков хорошо помогают чистоговорки.

ЛА-ЛА-ЛА — у меня была юла.

ЛО-ЛО-ЛО — с ней мне было весело.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — и осталась без юлы.

Постановка звука [Л] занимает много времени. Как правило, с ребенком приходится повторять одни и те же слова и фразы много раз несколько дней подряд. Поэтому, чтобы не было скучно, можно использовать веселые стишки. Например:

Клоун

Клоун Милу удивил:

Он за хвост слона водил.

Голуби

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

В платье над лугом голубка летала –

Не только меня она напугала!

Молоко

Кипятила Клава молоко.

Молоко кипятить нелегко.

Внимательно Клава глядит,

Когда молоко закипит.

Лайка

Плыла на лодке лайка.

У лайки – балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.

Белый

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была!

Слоги, чистоговорки и фразы нужно проговаривать не спеша, чётко, чтобы добиться чистого произношения.

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои‌ #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация