Side view portrait of speech pathologist demonstrating for little kid how to pronounce sounds right, Professional physiotherapist working on speech defects with small child girl indoors.

Речевое дыхание отличается от обычного. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох происходит через рот. Если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).

☝️ На что следует обратить внимание в речевом дыхании малыша:

  1. Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
  2. Чтобы всегда говорил только на выдохе.
  3. Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
  4. Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
  5. Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).
  6. Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
  7. Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
  8. Чтобы после вдоха ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
  9. Чтобы после выдоха перед новым вдохом он обязательно сделал остановку приблизительно на 2–3 секунды.
  10. Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
    Впереди этих правил идут специальные упражнения по развитию речевого дыхания и формированию нижнедиафрагмального дыхания.
    Примерные упражнения: «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу», «Подуй на вертушку», «Пускание мыльных пузырей».
    Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса.
    Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.