Многие родители считают: чтобы ребенок заговорил правильно, в первую очередь его необходимо учить говорить. Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо прежде всего научить его правильно дышать. Эти две функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характеры короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
❓ Как определить, правильное ли дыхание у ребенка?
Понаблюдайте за Вашим ребенком или вспомните, как он дышит во время разговора. Часто ли хватает ртом воздух? Говорит быстро и неразборчиво, без остановки? При этом интенсивно дышит, дышит носом или ртом постоянно и т.п.
На что обратить внимание:
- Ребенок дышит ртом.
- У ребенка поверхностное дыхание.
- Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе и добирает воздух.
- У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.
Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.
❓ Что делать? Как помочь?
Уметь дышать правильно очень важно для речи, так как дыхательная система — база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого дыхания используются различные предметы.
Можно использовать:
- Различные предметы.
- Артикуляционные упражнения.
- Упражнения на дыхание (с речевым сопровождением или без).
Существует определенная система, которой необходимо придерживаться при выполнении упражнений. При этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которое значительно отличается друг от друга. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
❓ Итак, с чего начать?
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые можно включать в комплексы утренней гимнастики, в прогулки – в теплое время года. Вашему вниманию представляем классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
- Вдох и выдох через нос. Вдох – глубокий, выдох – плавный, длительный. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох с усилием в конце.
- Вдох через нос, выдох через рот. Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилием воли.
- Вдох через рот, выдох через нос. Для контроля можно подносить к носу зеркало, ватку, полоску бумаги. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох медленный.
- Вдох и выдох через рот. Если упражнения не получается, зажать нос пальцами. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилием в конце.
Примечание: при речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое. - Комбинированный вдох. Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот.
Примечание: при систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно её регулировать.
После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.
Желаем удачи!
Материал подготовила логопед-дефектолог Руфия Нигматулина.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.