Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. А быть уверенным в себе позволяет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности.
Огромное значение для развития речи ребенка играет речевая среда, в которой он растет. Детям свойственно подражание, поэтому они подражают речи взрослых, с которыми они чаще всего общаются. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ребенок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать её, постепенно приближаясь к образцу.
Рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители, общаясь с малышами.
1. Есть такие родители — «молчуны». Из-за своих индивидуальных особенностей они совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своем развитии, поскольку у ребенка есть возможность подражать только молчанию. Вот малыш и молчит. Молчать в таких условиях будет даже ребенок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребенка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить. Из этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно.
С самых первых дней его жизни ребенка необходимо разговаривать с ним! Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его полноценному развитию.
2. Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребенком вопросы. В этой ситуации ребенок также лишен полноценного образца для подражания. Это тоже может привести к возникновению речевых проблем. Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, четко проговаривая окончания слов.
3. Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» к бабушке на воспитание. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют должного внимания. В таких случаях речь ребенка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.
4. Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочеты детской речи, а это — один из видов неблагоприятного воздействия на речь ребенка. Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи.
Дефекты речи могут появиться у детей даже с нормально развитым речевым аппаратом, если они находится в условиях неблагоприятной речевой среды. А при отклонениях в речевом аппарате последствия могут быть очень серьезными. Вот почему стоит помнить, насколько важно правильно разговаривать с малышом.
Уважаемые родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете многое сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребенка все будет хорошо!
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.