К сожалению, в последнее время количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличивается. Для логопедов стал актуален поиск новых технологий, и все чаще специалисты советуют самомассаж, который с легкостью можно выполнять дома самостоятельно. При регулярном выполнении самомассаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями. Массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи. Учитывая несложность выполнения и отсутствие значительных противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в любые логопедические занятия (подгрупповые и индивидуальные), в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна. Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения сопровождаются стихами, и это не случайно. Стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок. Стихи помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного – активизировать. Если ребёнок возбуждён, мы в медленном темпе проговариваем стихотворение, и в таком же ритме выполняем движения. Либо наоборот – делаем всё в быстром темпе для расслабленного ребёнка, которого нужно активизировать.

Следует соблюдать некоторые правила:

  • Длительность одного сеанса — 5-10 минут.
  • Каждое движение выполняется 4-6 раз.
  • Лицо и руки должны быть чистыми.
  • Руки необходимо согреть, потерев друг о друга.

Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

  • общий (самомассаж головы, шеи, туловища);
  • артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка);
  • пальчиковый.

Примеры артикуляционного массажа:
«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.