Словарный запас ребенка — что это?
Словарный запас (лексикон, словарь) это набор слов, которыми владеет человек.
Чем больше он, тем нам легче объяснить свои мысли, а также понять окружающих. Богатая речь даёт возможность человеку свободно общаться, вести диалог, также дает преимущество при обучении и деятельности. Поэтому для родителей очень важно задуматься об этом с дошкольного возраста ребенка.
Активный и пассивный словарный запас, а это что?
Словарный запас делится на активный и пассивный.
Активный словарь — слова, которые ребёнок использует в разговоре.
Пассивный словарь – набор слов, которые ребенок узнаёт на слух или в книгах, но сам не использует.
Объясним на примере. Вы демонстрируете годовалому ребёнку картинки с домашними животными и спрашиваете, где кошка. Он показывает на соответствующее изображение. Это означает, что слово «кошка» — в его пассивном словаре есть. Когда малыш впервые самостоятельно произнесёт это слово или издаст похожую комбинацию звуков, наделяя её смыслом, — значит, состоялся переход из пассивного словаря в активный.
Пассивный словарный запас всегда больше активного. Многие взрослые знают, что такое «предвосхитить», «эволюция» или «интроверт», но в речи их используют редко. У ребёнка – то же самое, и это нормально.
Сколько должен знать ребенок слов в разном возрасте?
Есть нормы, показывающие, сколько слов должно быть в активном словаре у ребёнка дошкольного возраста на каждом из этапов развития, но эти цифры усреднены:
Из таблицы видно, что словарь ребёнка пополняется быстро, а резкий скачок в речевом развитии происходит в два-три года.
Как посчитать, какого объема у ребенка активный и пассивный словарь?
В пассивный запас попадают те слова: названия предметов, животных, растений — которые малыш показывает по просьбе взрослого. Активный запас составляют слова, которые ребенок четко произносит, в том числе звукоподражания («би-би», «мяу», «ко-ко»), неполные слова («коун» вместо «клоун», «бака» вместо «собака», «копомощь» вместо «скорая помощь»), произнесенные с ошибками слова («макакат» вместо «самокат»), слова с одинаковым звучанием, но разные по значению, например, «ма», означающее и маму, и кошку, и машину, причем каждое из значение следует засчитать отдельно.
Чтобы наиболее полно посчитать объем словаря, нужно вести дневник развития речи малыша.
Как развить словарный запас ребенка?
Есть несколько способов.
Больше читайте. С помощью книг взрослый знакомит ребенка с ситуациями и объектами, с которыми малыш еще не сталкивался и, возможно, никогда на столкнется. Благодаря книгам, расширяется кругозор ребенка, появляются темы для творчества, а также увеличивается запас слов.
Для формирования словарного запаса отлично подойдут книги с большими картинками и минимальным количеством текста. Как правило, эти книги тематические, рассказывающие о жизни в деревне, большом городе и пр. Чтобы малыш лучше запомнил новые слова, можно давать ему простые задания: например, найти и показать курочку, показать и сказать, кто сидит в тракторе, предположить, кто первый найдет на картинке какое-то животное или насекомое.
Говорите с ребёнком. Важно разговаривать с малышом, так как он изучает окружающий мир через взаимодействие со взрослым. Одеваетесь на прогулку — перечислите одежду, назовите ее части; идете по улице — расскажите про дома, машины, людей, растения. Старайтесь говорить распространенными предложениями, эмоциональный настрой тоже важен. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно.
Играйте в игры. Нужно помнить, что ребенок познает мир в игре, поэтому игра — это лучшее для обучения чему-либо.
Примеры игр
Съедобное-несъедобное. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное.
Опиши вещь. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями.
Аналогии. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок — …»
Скажи наоборот. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день — ночь, мокрый — сухой и др.
Что это значит? Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант.
Правда или нет? «Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация