Специалист проекта «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» Алена Усынина утверждает, что после изучения цветов важно научить ребенка их отличать и выделять по названию.
«Построим домики». Предложите ребенку построить домики из строительного материала для четырех гномиков. Гномики одеты в основные цвета. Например: «К нам в гости пришли гномики. У каждого из них свой любимый цвет. Давай построим их домики подходящего цвета». Если нет подходящего материала для конструирования, можно нарисовать домики карандашами или подготовить ребенку раскраску.
«Разложи по цвету». Предложите ребенку разложить кубики (шарики, игрушки и т.д.) по цветным коробкам.
«Прищепки». Вам понадобятся прищепки со слабой пружиной (для безопасности ребенка) и картинки с разными изображениями четырех основных цветов: красная бабочка, синий цветок, желтые туфли, зеленый кузнечик и т.д. Предложите ребенку прицепить прищепки на картинки по цвету. Сначала не выкладывайте перед малышом слишком большое количество прищепок и давайте картинки по одной, чтобы малышу было легче ориентироваться. Со временем количество прищепок и картинок можно увеличивать до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно играть со всем материалом
«Заплатки». Вам понадобятся изображения одежды четырех цветов с белыми участками на ней (как пятно или дырочка) и заранее подготовленные фигурки, подходящие по цвету и форме. Предложите ребенку починить порванную одежду и подобрать заплатки. Белые участки для заплаток могут быть поначалу только круглыми. Далее, чтобы усложнить задание и подготовить ребенка к изучению геометрических фигур можно добавить треугольную и квадратную форму. Важно не ставить на одной картинке заплатки квадратной и прямоугольной формы, т.к. малышам еще сложно их отличать.
Лепка «Застолье куклы Маши». Помимо дидактических игр нужно понемногу учить малыша сюжетной игре. Для этого можно взять куклу и сказать, что она плачет, ей очень грустно. Можно даже разыграть небольшой диалог с куклой (она может отвечать вам на ушко), чтобы ребенку было интереснее наблюдать. Спросите куклу Машу, почему ей грустно и она «ответит», что пригласила гостей на чай, но у нее случайно разбились все тарелки, и она не знает, что же ей теперь делать. Предложите помощь кукле: «Не плачь Маша, мы поможем тебе сделать новые тарелки для гостей». Предложите малышу сделать тарелочки разноцветными, чтобы чаепитие было веселее. Проговаривайте цвета во время работы. Чтобы усложнить игру и само задание можно слепить к тарелкам чашки и пирожные подходящего цвета. Это задание позволить не только закрепить знание цветов, но и позволить учить малыша сюжетной игре, а также позволит развивать мелкую моторику.
Рисование красками. Можно предложить ребенку квадратный лист бумаги и предложить украсить платочек для куклы. Цвет может быть таким же, как платье куклы или кукла может попросить украсить ей платочек тем или иным цветом. Например: «Сегодня такое яркое солнышко. Вот бы и на моем платочке были яркие красивые лучики» или «На улице такие красивые деревья. У них такие яркие красные листья. Вот бы и на моем платочке были такие». Сначала можно раскрашивать лист целиком. Когда ребенок будет увереннее держать кисть можно украсить платочек полосками (как вертикальными, так и горизонтальными). Чтобы еще больше усложнить задание можно предложить ребенку нарисовать листики или ягодки (техника примакивания).
Чтобы усложнить задание не только со стороны техники рисования, предложите ребенку два цвета, чтобы полоски чередовались между собой или осенние листья были разноцветными. Далее нужно менять два цвета так, чтобы были разные их комбинации, а потом можно предложить четыре цвета.Можно не только украсить платочек, но и нарисовать лесенку, украсить тарелочку, раскрасить пирамидку.
Раскраски. Можно предложить ребенку раскраску, состоящую из нескольких предметов. На картине, например, могут быть изображены дерево, солнце, цветы, трава. Сначала нужно попросить ребенку раскрасить предметы, которые изображаются определенным цветом. Например: «Покажи, где нарисовано солнышко. Какого цвета оно бывает? Покажи желтую краску (карандаш, фломастер)». Когда солнце, листва дерева, трава и т.д. будут раскрашены, можно предложить малышу нарисовать предметы, которые бывают разного цвета. Например: цветы, жучки, бабочки и т.д.
Аппликация. Вам понадобится лист белой бумаги, клей, заранее вырезанные круги из цветной бумаги. Предложите ребенку сделать бусы для куклы. Бусы могут подходить по цвету к платью куклы или «кукла может попросить» бусы определенного цвета. Сначала круги для бусин должны быть одного цвета и размера (с каждым разом цвета можно менять). Когда ребенок будет успешно справляться, предложите малышу круги одинакового размера двух цветов. Цвета должны чередоваться. По мере того, как ребенок справляется можно увеличивать количество цветов. Чтобы усложнить задание, сделайте круги разного размера, например синие – маленькие, а красные – большие. Далее, чтобы усложнить задание еще больше, можно не только добавить другие цвета, но и сделать в каждом цвете большие и маленькие круги. Предлагайте малышу делать бусы из маленьких бусин для маленькой куклы, а из больших бусин – для большой. Также это задание может быть применимо в лепке.
Игра «Какого цвета не хватает?» Это самое сложное задание. Предложите ребенку изображения, где есть три основных цвета и неокрашенный предмет. Например: желтое солнышко, зеленое дерево, синяя птичка и белое яблоко; домик с красными стенами, желтой крышей, зеленой травкой у порога и белой дверью; полянка с зеленой травой, красными и синими цветами, белым солнышком; синяя тарелочка с красным, желтым и белым яблоками на ней. Важно заранее положить перед малышом четыре карандаша/фломастера основных цветов. Спросите ребенка, что нарисовано, какие цвета он видит. Проговаривайте вместе с ребенком словосочетания: «желтое солнышко, синяя тарелочка» и т.д. Спросите, какого цвета на картине не хватает. Если ребенок затрудняется, проверяйте каждый цвет вместе, откладывая соответствующие карандаши в сторону. Когда ребенок найдет недостающий цвет, предложите раскрасить белый предмет на картине. Чтобы усложнить задание, можно добавлять предметы на картину так, чтобы предметов одного цвета было по два.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.