К каждому «контрольному» возрасту малыш должен овладеть определенным речевым минимумом. От 2 до 5 лет происходит формирование разговорной речи как таковой: словарный запас, правильный порядок построения фраз, произношение звуков и др. Тут можно выделить несколько признаков, когда нужна консультация логопеда.
6 признаков, что ребенку нужен логопед: Если у ребенка до года нет гуления и лепета (нет «гыы», «агу», «кхх», «бобо», «туту» и др.), он молчит или невнятно мычит, то в годовалом возрасте малышу нужна консультация не только логопеда, но и невролога.
Малышу 2 года, а он «все понимает, но молчит», или его словарный запас не превышает 10-12 слов.
Ребенку уже за 3, а он все еще говорит на «своем» языке. Он болтает много и активно, но понятных слов очень мало, или мямлит, глотает много звуков.
Малыш заменяет нормальные слова совсем непохожими по звучанию: вместо «зайка» – «бу», «машина» – «кика» и т. п. Ясно, что он имеет в виду конкретный предмет, но не может правильно озвучить его название.
Ребенку уже 4-5, а он все еще вместо «облачко» говорит «обясько», вместо «ложка» – «лофка»… В норме к этому возрасту ребенок уже должен правильно произносить большинство звуков (кроме проблемных «р» или шипящие).
Ваш малыш начал говорить с запинками, паузами, повторять первые звуки, слоги, слова, то есть заикаться.
Основная социальная причина дефектов речи у детей – дефицит общения. Взрослые должны с младенчества вслушиваться в звуки, которые издает малыш, повторять их, беседовать с ним, улыбаться. Так у маленького человека формируется желание и потребность разговаривать.
И да, не сюсюкайте с ребенком! Это приводит к тому, что пяти- или шестилетка продолжает смягчать звуки. Говорите правильно сами!