В последние десятилетия возникает всё больше разговоров об эмоциональном интеллекте и его важности в развитии личности. Но что вообще скрывается за этим термином?
Эмоциональный интеллект в широком понимании – это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от объективной реальности, навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от степени знакомства с ними, а также умение понимать, различать и описывать свои собственные эмоции.
Эмоциональный интеллект играет значительную роль в осознании себя, саморегуляции, влияет на мотивацию и проактивное поведение, является основной такого навыка, как эмпатия, и коммуникативных навыков. То есть для того, чтобы быть личностью, которая может комфортно и спокойно находиться в обществе, взаимодействовать с другими людьми без каких-либо проблем, необходимо развивать именно эмоциональный интеллект. И начинать это делать нужно, конечно же, с малых лет.
Валерия Хомякова, психолог Научно-практического центра [zdorovie_nacii_npc|«Здоровье нации»,] составила небольшую памятку для родителей дошкольников с приемами, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта и благотворно влияют на эмоционально-волевую сферу ребенка.
- Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Не держите обиды и раздражение в себе, обговаривайте это сразу с остальными членами семьи, старайтесь избегать излишнего напряжения. Спокойная атмосфера в доме способствует хорошему самочувствию ребенка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.
- Беседуйте с ребенком. Спрашивайте, что с ним сегодня происходило в детском саду, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникли эмоции. Можно даже поначалу помогать и спрашивать более наводящие вопросы, например, «что тебя сегодня порадовало?», «было что-то, из-за чего тебе стало грустно?», «были ли ситуации, в которых ты начинал злиться?»
Если требуется, обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они реагировали бы на другое его поведение. Дайте ребенку возможность высказать все, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения. - Не забывайте, что вы – пример для своего ребенка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей.
- Поощряйте игру своего ребенка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребенок приобретает коммуникативные навыки.
- Помогайте ребенку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, или даже по мультикам.
- Читайте ребенку рассказы и стихи, насыщенные эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.
- Дети, открыто проявляющие свои эмоции, получают возможность творчески их использовать в своей жизни. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании и назывании этих психических состояний ребенок осмысливает эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенности в себе, снижение способности к обучению.
- Поговорите с ребенком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу; как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем и если откажем в помощи; что мы чувствуем, когда ругаемся и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит, что делать, если самому скучно, если у тебя есть пирог, а у друга нет.
- Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей. Но помните, что сначала ребенок должен проговорить свои эмоции, возникшие в тех или иных ситуациях, а потом побудите его к размышлениям о том, что чувствовали другие в тех же событиях.
- Снимайте стресс у ребенка с помощью двигательных упражнений и дыхательных техник.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ. Версия 2-10» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.