Если речь ребенка не скомпенсирована к 3,5 годам, логопед, у которого вы наблюдаетесь, должен дать логопедическое заключение и определить степень общего недоразвития речи.
Специалисты выделяют четыре уровня общего недоразвития речи . От полного отсутствия речи (или ее минимального уровня развития – не более 30 слов в активном словаре) на I уровне до развернутой фразовой речи с отдельными элементами недоразвития – на III. ОНР IV уровня обычно ставится детям, страдавшим нарушением речи в прошлом, но скорректированным. Он свидетельствует об остаточных проблемах с речью с обязательным нарушением грамматических конструкций (ошибки в спряжении глаголов или форме множественного числа и т.д.). Иногда логопеды тянут с постановкой диагноза ОНР до 4-х лет и даже дольше, продолжая списывать речевые трудности на ЗРР. Особого смысла в этом нет. ОНР может являться как самостоятельным логопедическим нарушением, так и следствием других, более сложных дефектов. И на этом этапе необходимо как можно раньше разобраться, что является первопричиной. Тут крайне важна совместная работа специалистов. Необходимо наблюдение невролога (лучше получить консультации нескольких специалистов), исследования и начало лечения, в некоторых случаях медикаментозного. Занятия с логопедом-дефектологом и курсы нейрокоррекции. Возможно, помощь детского клинического психолога. И домашняя регулярная работа – как выполнение заданий, так и просто всемерное внимание близких к ежедневному развитию ребенка.
Конечно, ничего приятного в диагнозе ОНР нет, но не стоит отчаиваться. В нашей практике (при условии отсутствия органической патологии) мы достигаем превосходных результатов при регулярных и интенсивных занятиях. Через несколько лет вы и не вспомните, что когда-то волновались о том, что ребенок не говорит.Работа с неговорящими детьми – наш профиль, поэтому мы предлагаем программы, которые направлены на устранение общего недоразвития речи.
- При ОНР I-II уровней целесообразно начать с курса-интенсива “Запуск речи” – он дает отличную динамику и закладывает базу для быстрого развития речи.
- После этого рекомендуем переходить на регулярные занятия с логопедом-дефектологом 2-3 раза в неделю.
- Дополнить их стоит занятиями на логотренажере Дэльфа-М. Тепла и опыта специалиста ничто не заменит, но при поддержке новейшего оборудования, занятия станут еще более эффективными.
- Курс нейрокоррекции в случае ОНР обязателен. Без него невозможно рассчитывать на быстрый результат. Нейрокоррекция помогает развитию всех зон мозга, запуская в нем процессы, необходимые для появления речи.
Если ребенку уже 3,5-4 года, а речи все еще нет (ОНР I уровня), то медлить нельзя. Занятия должны быть регулярными, разносторонними и интенсивными. Нужно быть готовыми к тому, что полная коррекция может занять несколько лет.Вот почему важно начать как можно раньше. Чем младше ребенок, тем более лабильна его психика, что положительно сказывается на результатах занятий. Начиная работу с ОНР заранее, вы будете уверены, что ваш ребенок будет полностью адаптирован к началу школьных занятий. Кстати, нарушения грамматического строя речи нередко сопровождает ОНР. Это проявляется в том, что дети путают окончания слов, единственное и множественное число, не всегда могут согласовать прилагательное и существительное, неверно употребляют предлоги. Это, к сожалению, не сможет не сказаться на процессе обучения ребенка в школе и поэтому требует такого же пристального внимания специалистов. Коррекционная работа, которую проводят специалисты Детской Академии речи, оказывает положительное влияние на развитие грамматического строя речи, так как ведется сразу в нескольких направлениях.Точный план действий индивидуально для вашего малыша сможет разработать только специалист после тщательной диагностики. Занятия в Детской академии речи будут дополнены упражнениями, которые следует делать дома. Только при таких условиях речевая задержка будет скомпенсирована и не отразится на развитии ребенка.