Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание развития ребенка от установленных возрастных норм. ЗПР – диагноз, затрагивающий познавательные функции: способность мыслить, запоминать, функции эмоциональной сферы. ЗПР часто называют “умственное развитие”.
Диагноз ставится неврологом, а работа по устранению нарушения проводится коррекционным специалистом – логопедом-дефектологом.
Как правило, задержку психического развития выявляют у детей в период обучения, в дошкольном или школьном возрасте, то есть ранняя диагностика (до 3,5 лет) данного нарушения проблематична.
Причины ЗПР делятся на органические и социально-психологические.
Органические факторы возникновения предпосылок к ЗПР:
- сложный внутриутробный период развития ребенка: курение или употребление алкоголя/наркотиков матерью во время беременности, инфекции или травмы;
- преждевременные роды;
- гипоксия плода;
- наследственные заболевания;
- синдром Дауна;
- инфекционные заболевания (менингит, энцефалит и т.д.);
- нарушения кровообращения;
- порок органов чувств – нарушение зрения, слуха;
- энцефалопатия и ПЭП;
- очаговые поражения мозга;
- малая мозговая дисфункция (ММД).
Социально-психологические факторы:
- психологические травмы,
- неблагоприятные условия жизни,
- педагогическая запущенность,
- недостаточное внимание родителей ребенку (маленький пассивный словарный запас, недостаток общения, чтения вслух родителями, познавательных игр).
Как у любого нарушения, у ЗПР существует ряд симптомов. У ребенка с ЗПР страдает вербальный канал восприятия, зато хорошо развит визуальный. Нередко ЗПР сопровождается дефицитом внимания, пониженной мыслительной активностью, избирательным запоминанием информации, нарушением образного мышления и, как следствие, ограниченным словарным запасом, задержкой речевого развития, дислалией, дислексией и дисграфией. Если к задержке психического развития добавляется задержка речевого развития, то ставится задержка психо-речевого развития.
В Детской академии речи применяется комплексный подход для коррекции задержки психического развития: работа с логопедом-дефектологом и в случае органического генеза нарушения – работа с нейропсихологом. Важна также диагностика невролога и медикаментозное сопровождение.
Всегда следует помнить о том, что любую патологию, в том числе ЗПР, можно предотвратить, если заранее, еще на этапе планирования беременности позаботиться о правильном и благополучном ее течении. Ну а уж если трудностей избежать не удалось, то следует более внимательно отнестись к вероятным признакам отставания в развитии: коррекционные мероприятия, если их не откладывать, помогут избежать психотравм и личностных комплексов как у ребенка, так и у членов его семьи.