Афазия представляет собой утрату способности понимать речь других людей и говорить самостоятельно. Возможна как полная утрата навыка, так и частичная. Афазия   – не локальное заболевание, оно насчитывает множество подвидов, каждый из которых имеет характерные симптомы и течение болезни:

  • сенсорная – сохранен обычных слух, но нарушен фонематический (т.е., больной воспринимает речь других людей как некий поток звуков);
  • оптико-мнестическая – больной не может назвать, описать и нарисовать определенные предметы, также проблемы с чтением и написанием слов;
  • акустико-мнестическая – присутствует понимание речи, способность писать и читать, однако серьезные затруднения вызывает устная информация, которая не поддается запоминанию и воспроизведению, также трудно разобрать быструю речь;
  • динамическая – трудность в построении фразы и выражений, речь бедная, односложная, путанная и грамматически неполноценная;
  • амнестическая – имеется нарушение памяти, которое вызывает неспособность запоминать названия предметов и явлений – человек вынужден описывать их внешне и функционально; даже вспоминая при подсказке слово – быстро забывает его;
  • моторная – нарушена способность произношения слов и звуков, а в тяжелых случаях больные неспособны даже повторить за другим человеком движения губами и языком, которые необходимы для воспроизведения речи.
здоровое полушарие

Афазия имеет как постепенное (вследствие абсцессов, энцефалита, опухоли мозга, сосудистых нарушений), так и быстрое течение (вследствие кровоизлияний, тромбов, травм, поражения крупных сосудов). Работа с афазией очень сложна. Обязательно требуется медицинское лечение и длительное медицинское сопровождение. Коррекционную работу в данном случае выполняет логопед, дефектолог и нейропсихолог.  Их задача зависит от типа афазии у ребенка и его сохранных функций. В зависимости от функций, на которые можно опираться, проводится всесторонняя коррекционная работа, направленная на восстановление речи, памяти, внимания и мышления.

В случае поражения речевых зон доминантного по речи полушария, нейропсихологические методики позволяют произвести перемещение речевых функций….в здоровое полушарие!

Это дает большую надежду на восстановление речи при афазии. Подобные задачи мы решаем в рамках программы Нейроабилитация под руководством нейроабилитолога, клинического психолога, тренера обучающих программ Крючковой-Еремеевой Марины Вадимовны.