алалия1
сенсомоторная алалия

Алалия – одно из самых серьезных речевых нарушений у детей, которое вызвано поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Различают моторную и сенсорную алалию, хотя в последнее время принято использовать единое заключение: сенсо-моторная алалия, но выделять преимущественный компонент – моторный или сенсорный.

Как правило, причина алалии в поражении ЦНС в перинатальный период или в момент родов.
Реже, но также возможно, развитие нарушения в период до 2 лет, скорее вследствие тяжело протекающих болезней, высокой температуры (более 40 градусов), механических травм (падений, ударов), реакций на прививки.

Следует различать расстройство аутистического спектра, алалию и мутизм. Это те нарушения, который достаточно похожи по своим проявления и только всесторонняя диагностика поможет выявить первопричину и правильно выстроить коррекцию.

Сенсорная алалия

сенсомоторные алалики

Сенсорная алалия проявляется грубым и стойким нарушением речи, а порой и полным её отсутствием. Если объяснять на простом языке, ребенок с сенсорной алалией не дифференцирует, не
различает звуки. Можно сравнить, что речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов. Часто ребенок с алалией слышит набор звуков, но не понимает, где
заканчивается одно слово и начинается другое. Это связано с тем, что зона мозга, отвечающая за
анализ и восприятие информации на слух, либо не сформирована, либо имеет очаговые поражения.

Сенсорную алалию можно спутать с нарушением слуха, поэтому родителям следует обязательно
сделать аудиограмму, чтобы исключить тугоухость.

К сожалению, ребята с сенсорной алалией сталкиваются с огромным количеством трудностей в
повседневной жизни: им сложно общаться со сверстниками, они не понимают, что им говорят, для них тяжело восприятие инструкций. Можно сравнить, что такие дети как будто чувствуют себя иностранцами в чужой стране.
Несмотря на то, что они, как правило, активно стремятся к общению посредством мимики и жестов, подобное заболевание требует большого внимания и усилий со стороны родителей. Следует обратиться к речевому неврологу, получить медикаментозную терапию, и на фоне лечения приступить к индивидуальной коррекционной работе: логопед-дефектолог, нейропсихолог – обязательны. В дополнение используются также компьютерные программы: комплекс БОС и нейродинамический комплекс Тимокко.

В случае самостоятельного течения нарушения – без медикаментозной терапии и нейрологопедической коррекции – может произойти вторичное нарушение личности ребенка:

  • хаотичное поведение, похожее на аутистические черты
  • замкнутость;
  • импульсивность;
  • сильная утомляемость;
  • неспособность удерживать внимание

 

 

 

Какими симптомами характеризуется сенсорная алалия у детей? 

  • Проблема восприятия и понимания обращенной к ребенку речи. Выручают все те же жесты, а также «чтение по губам», которому ребята часто учатся интуитивно.
  • Активная и насыщенная, но бессмысленная речь – набор звуков, не подходящих по контексту искаженных слов и т.д.
  • Эхолалия – т.е., неконтролируемое повторение слов, сказанных другими людьми.
  • Навязчивые повторения определенных слов, слогов и даже просто звуков.
  • Грубые «переделки» слов, которые практически невозможно понять.
  • В случае, если ребенок способен понимать речь, то чаще всего это возможно только при соблюдении привычной ему интонации и порядка слов, иначе он теряется и перестает понимать даже знакомые фразы.
  • Скудный словарный запас, как активный, так и пассивный.
  • При установленной неврологом сенсорной алалии особенно важно как можно раньше, на втором-третьем году жизни обратиться к логопеду. В 5 лет может быть уже поздно.

Моторная алалия

Моторная алалия – речевое нарушение, характеризующееся недоразвитием или отсутствием речи при сохранном интеллекте.

Моторная алалия отличается от сенсорной алалии локализацией очага в центральной нервной системы. В случае моторной алалии у ребенка поражена зона мозга, отвечающая за воспроизведение речи. По мере взросления ребенок начинает критично воспринимать свои речевые проблемы и, в попытке избежать трудностей, учится широко и красочно использовать жесты и мимику.

Работа с детьми с моторной алалией, как правило, протекает быстрее и продуктивнее, чем с сенсорной.

моторная алалия

Как правило, детям с моторной алалией крайне тяжело даются понятия, которые не имеют четкого зрительного образа. Например, «зеленое яблоко» – доступный образ. А вот «душевные объятия» вполне могут заставить ребенка сделать паузу, сбиться во время беседы или даже прекратить разговор.
Фразовая речь и грамматически верное построение предложений остаются в зачаточном состоянии без специальной работы. Фразы простые, «рубленные»: «Я тут», «Ты дай», «Это – плохо».

Познавать родной язык ребенку с моторной алалией также трудно, как взрослому человеку – китайские или японские иероглифы.
Еще одой яркой особенностью формирования связной речи при алалии является многократное повторение. Если в норме малыш запоминает большинство слов буквально со второго-четвертого повторения (а смешные слова – вообще с первого раза), то ребенку с алалией на те же самые слова могут потребоваться десятки и даже сотни повторений.
Ребенок понимает общий ход своей или чужой мысли, даже может говорить последовательно, но испытывает трудности с вычленением главного. Все это затрудняет формирование связной речи.

Работа с алалией должна быть выстроена комплексно. В Детской академии речи мы подходим индивидуально к каждому ребенку и используем комбинации из различных методов, приемов и работы с коррекционным оборудованием, которые будут эффективны для конкретного ребенка.

на сайт3

Мы составляем индивидуальную программу, используя следующие виды помощи: 

  • Медикаментозное лечение, назначаемое речевым неврологом
  • Коррекционная работа с логопедом-дефектологом или логопедом-психологом в зависимости от особенностей ребенка
  • Нейропсихологическая коррекция – занятия, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
  • Мозжечковая стимуляция – особенно показана в случая преимущественного моторного компонента алалии.
  • Логопедический тренажер Дельфа – для отработки правильного звукопроизношения при сенсорной алалии, так как позволяет ребенку услышать себя через динамики.

В ряде случаев мы считаем правильным стимулировать ребенка по интенсивной методологии “Запуск речи”, а в дальнейшем продолжить заниматься с нужными специалистами в обычном режиме.