Главная Записи Заболевания РДА, атипичный аутизм и расстройства аутистического спектра

РДА, атипичный аутизм и расстройства аутистического спектра

РДА – ранний детский аутизм. Это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга. Проявления аутизма разнообразны и часто противоречивы. Наиболее известные из них: эмоциональная невовлеченность в общение, избегание взгляда “глаза в глаза”, отказ использовать речь для коммуникации. Сейчас количество детей с аутистическими чертами значительно выросло. Структура и причины возникновения аутизма и аутистических черт еще не до конца изучены. Но важно помнить: диагноз РДА может поставить только психоневролог после продолжительных всесторонних исследований. Окончательное подтверждение – только после 6 лет. Конечно, подозрения возможны, и к ним надо отнестись со всей серьезностью, но и считать их “приговором” не стоит.

Чаще мы в своей практике видим диагноз РАС – расстройство аутистического спектра. Но важно знать, что есть действительные коммуникативные особенности ребенка, то есть аутистический компонент первичен в структуре дефекта и все остальные нарушения (речевые, когнитивные) являются его следствием.

Но не реже встречаются дети с первичным органическим нарушением, например, сенсорной алалией, которая на практике после 4,5-5 лет имеет симптомы аутистического спектра.

Следует дифференцировать расстройство аутистического спектра, алалию и мутизм. Это те нарушения, которые достаточно похожи по своим проявлениям и только всесторонняя диагностика поможет выявить первопричину и правильно выстроить коррекцию.


Вне зависимости от того, является ли комплекс особенностей ребенка ранним проявлением аутизма или позднее опасения не подтвердятся, коррекция будет необходима. Дело в том, что, не испытывая внутреннего импульса к общению, аутисты и дети с нарушениями аутистического спектра могут так и не развить в себе способности к речи. К сожалению, пока не существует единого методического подхода по преодолению аутистических проявлений у детей, но существует комплекс мер, уже подтвердивших свою эффективность.

  • В первую очередь рекомендуем вам обратить внимание на курс “Запуск речи”, специально разработанный специалистами Академии для детей с развитием по аутистическому типу. Прохождение курса закладывает базу для дальнейшего развития речевых навыков, формирует предречевую функцию.

После курса требуются регулярные занятия:

  • Необходим курс нейрокоррекции для коррекции поведения и тренировки волевой сферы
  • Крайне рекомендована работа с детским клиническим психологом для выстраивания коммуникативных способностей ребенка
  • Одним из наиболее эффективных методов по работе с аутизмом является метод ABA-терапии.

После того, как ребенок будет подготовлен перечисленными специалистами к работе с речевыми задачами рекомендуются:

  • Занятия с логопедом не реже 2-х раз в неделю
  • И дополнительно к ним обязательно занятия с дефектологом по улучшению когнтивных навыков
  • Хороший эффект дают занятия по логоритмике. В данном случае, чаще они проводятся индивидуально и являются поддерживающими, а не основными