Главная Записи Заболевания Успеваемость в школе: дисграфия и дислексия

Успеваемость в школе: дисграфия и дислексия

развитие речи у школьников

Речь – основная отличительная способность человека. Выделяют устную и письменную речь. В процессе формирования навыка письменной речи, а происходит это в школе, у ребенка возникает немало трудностей. Подробнее о нормативном развитии речи по возрастам от 0 до 7 лет можно прочесть в этой статье.

Ниже представлены причины школьной неуспеваемости.

У школьника без сложной органической патологии могут быть два типа нарушений, которые ведут к школьной неуспеваемости:

Дислексия — неспособность быстро и правильно распознавать слова, ребенок испытывает сложности с правописанием, орфографией, чтением.

Дисграфия — пропуски и перестановки букв при письме, слияния слов, нарушение письма. Как правило, дисграфия свидетельствует о наличии нарушения в отногенезе ребенка: в прошлом у ребенка было общее недоразвитие речиалалияфонетико-фонематическое недоразвитие речи.

школьная неуспеваемость

Сейчас существует множество типологий дисграфии. Мы выделяем:

  • оптическую дисграфию – ребенок путает и некорректно употребляет в письменной речи похожие буквы ( м-н, с-э, ц-п и т.д). Нередко оптической дисграфии сопутствуют сложности с пространственно-образным мышлением: восприятие форм, размеров и цветовосприятие.
  • акустическую дисграфию, которая возникает при нарушении фонематического слуха. Ребенок в письменной речи путает местами или вовсе пропускает буквы, заменяет их на парные по звучанию (е-э, ж-ш, б-п и т.д)
  • аграмматическую дисграфию – неумение строить предложения. Ребенок некорректно использует окончания падежей, числа, предлоги, порядок слов и т.д. Как правило, это следствие не до конца скорректированного нарушения –  общее недоразвитие речи (ОНР);
  • артикуляторно-акустическую дисграфию – неправильное “выговаривание” звуков. Ребенок пишет слова так, как слышит, вернее, так, как сам произносит.

Дисграфия и дислексия успешно корректируются на занятиях с нейролингвистом с помощью специальных методик.

Для повышения успеваемости в школе мы выделяем основные направления работы:

  • Занятие с нейролингвистом.

В индивидуальных случаях, данные занятия усиливаются работой других специалистов:

  • Логопеда-дефектолога, при наличии речевых сложностей;
  • Нейропсихолога, при проблемах концентрации внимания, утомляемости, сложностей восприятия и выполнения указаний учителя, поведения, синдрома дефицита внимания;